22 августа 2024, 13:45
Малая любовь Амундсена
Мучительная история об отеческой привязанности и предательстве

Ровно полвека назад, 23 августа 1974 года, в возрасте 65 лет в канадской Британской Колумбии умерла некая Камилла Карпендейл. Её кончина осталась незамеченной, да и по сей день мы ничего не знали бы о ней, коли б не одно обстоятельство: в 2008 году норвежские журналисты раскопали, что она — приёмная дочь великого путешественника Руаля Амундсена. Ну и попутно — все подробности этой трогательной истории…
Чтоб унять боль в сердце
1921 год. На Чукотке формально установлена советская власть, её территория входит в состав Камчатского края. Формально — потому что не все представители коренных народов, здесь обитающих, даже догадываются, что они уже подданные первого в мире социалистического государства. Да и морская граница с США ещё не разграничена. Чем и пользуется славный покоритель Южного полюса Руаль Амундсен, исследующий на шхуне «Мод» Северный морской путь. Он зимует на материковом советском берегу близ мыса Сердце Камень и завязывает тёплые отношения с чукчами из местного стойбища: знакомится с их семьями, играет с детьми. Особенно ему нравятся 4-летняя Каконита и 12-летняя Камилла. Первая — чистокровная чукчаночка, дочь нищего отца-одиночки, вторая — метисочка, чей отец также небогатый австралийский охотник. Он долго уговаривает родителей отдать девочек ему на воспитание, суля возможности для их всестороннего развития, сбалансированного питания, хорошего образования. Ну и прочие попутные золотые горы. Стимулирует ли при этом материально? Свидетельств тому нет.
Отцы соглашаются и привозят дочек на шхуну. Камилла, старшенькая «сводная сестра» Какониты (далее её будут звать Нитой), более-менее в порядке, а младшая, по её собственному признанию, «больная и несчастная». У девочки — экзема, и будущий приёмный отец, не доверяя судовому врачу, лично лечит её, втирая в детское тельце мазь на основе перманганата калия. Почему сам? И зачем ему вообще вдруг понадобились милые аборигеночки? Он, как некоторые из его коллег-путешественников, не имеет ли часом некрасивых помыслов? Что там в голове у Руаля — неведомо, однако на протяжении всех дальнейших лет, проведённых с девочками (которых он официально удочерит), он ни разу не даст повода усомниться в чистоте своих помыслов. Но всё же: почему? По мнению большинства биографов Амундсена, тот, будучи неженатым и бездетным, отправляясь в очередные путешествия, «одновременно дистанцировался от новых любовниц и всё больше ссорился с семьёй», потому нуждался «в человеческой близости», возможности «скрасить своё одиночество и унять боль в сердце»…
Через полтора месяца после того, как Нита взошла на борт, Амундсен пишет в дневнике: «Я очень люблю её, а она меня, теперь полностью предана мне». Он и девочка каждое утро совершают променад, «и всякий раз маленькое, закутанное в меха существо ковыляет позади него, возвращаясь на борт, держат друг друга за руки». А вот взрослеющая Камилла за ручку с Руалем не прогуливается и ведёт себя сдержанно: на всех фотографиях она в «одной и той же позе, с тем же выражением лица, сидит неподвижно перед камерой как послушный ребёнок, её взгляд отстранён, мысли держит в себе».
Тот памятный маршрут Амундсена к чукотскому берегу… Фото: google.com/search
Эксперимент удался!
В июне того же года Амундсен с девочками прибывает в американский Сиэтл, на пирсе — толпа встречающих, львиная доля из которых журналисты. Сестрички уже немного говорят по-норвежски и по-английски, но не понимают, зачем так много людей. И одеты все непонятно: мужчины в странных «тёмных пальто, со шляпами и тростями, а женщины в туфлях на каблуках и длинных пальто поверх юбок». Десятки интервью и «фотосессий», медосмотры, первые выпитые стаканы молока и сока, первое посещение кинотеатра. Восхищённые благородством Руаля горожане заваливают его приёмных дочерей подарками: игрушечные поезда и куклы, механические игрушки и настольные игры, разноцветные резиновые мячи, леденцы, трубы и горны…
А когда приветственный вольтаж спадает, Нита и Камилла отправляются в турне по стране. Их находящийся в долгах отец организует выставки, на которых его дочери «экспонируются как представительницы коренного северного народа». При этом одеты в костюмы, именуемые газетчиками эскимосскими: «сшиты специально и мало походят на одежду, которую на самом деле носят чукчи». Участницы живой экспозиции не обижены: они живут «в дорогих гостиницах, питаются в ресторанах, смотрят фильмы, покупают одежду, их всячески балуют». По завершении коммерческого тура семья возвращается в Норвегию, на родину Руаля. Девочки отправляются в начальную школу, путешественник готовится к очередному северному вояжу. Все живут в поместье Леона, брата Амундсена. «Дом с трубой и снегом на крыше, маленькие птички с красной грудкой на ветвях деревьев, две собаки, всматривающиеся вдаль, корабль с раздутыми парусами» — прямо идиллия!.. Папа много путешествует, дочки пишут ему письма. Нита: «Дорогой бета-папа! Большое спасибо за открытки, которые мы получили от тебя на Рождество. У нас всё хорошо, я хожу в школу через день, так что теперь я умею читать, писать и считать. Я надеюсь, что ты скоро приедешь сюда к нам». Камилла: «Мы были очень счастливы, когда получили весточку от тебя, потому что мы очень много думаем о твоём возвращении домой». Отец, ну поспеши к своим дочкам, они же так тебя любят и ждут… Ведь мы все, по словам Маленького Принца, выдуманного писателем Де-Сент Экзюпери, «в ответе за тех, кого приручили»!
20 сентября 1924 года — последняя встреча девочек с отцом, который принимает жуткое решение: отправить их обратно к прежнему месту жительства на советскую Чукотку. 4 декабря того же года Камилла и Нита навсегда покидают Норвегию. Но как, почему?! Журналисты атакуют Амундсена, он объясняет: «Это был эксперимент. Видите ли, люди не признают, что эскимосы способны к развитию». И судя по тому, как быстро он сумел адаптировать юных посланниц аборигенной Чукотки к европейской цивилизации, эксперимент Руаля можно считать удачным.
Грустные девочки после вынужденного возращения на родину
Фото: nb.no/historier
Это заявление, от которого на версту разит расизмом, спустя годы попытаются смикшировать официальные биографы Амундсена и спишут всё на его «тяжёлое экономическое положение, фактический распад его семьи и круга его помощников». Так себе объяснение. Журналистка Эспен Итреберг, первой раскопавшая эту историю, в своей книге выдвинет более замысловатое оправдание жестокого поступка своего соотечественника: «Чувства, которые Амундсен испытывал к девочкам, иногда называют «малой любовью». И она не может преодолеть все преграды, уязвима перед обстоятельствами и жизненными трудностями. Может быть, любовь Амундсена к девочкам была не больше этой малой любви». Так себе оправдание.
Да, понять это решение сложно, принять — невозможно. Но и судить исторических персонажей тоже не нужно: у них, великих, свои странности и причуды…
Расследование Эспен Итреберг
Фото: nb.no/historier
...и умерли в один год
Девочки вернутся на советскую родину, найдут родственников и заживут в привычной нищете. Отец и дочери будут вести редкую дежурную переписку и даже встретятся во время одного из путешествий Руаля в те же края. Всем будет неудобно — и не о чем поговорить. Нита и Камилла успеют вовремя смыться из грядущего коммунистического рая на Аляску, где их как публичных персон вновь «примут» газетчики. Ни одна из девочек о приёмном отце не отзовётся ни одним плохим словом, а даже его поблагодарят — за то, что как бы успел прорубить для них окно в большой мир.
В июне 1928 года, примерно спустя год после последней их встречи, гидроплан с Амундсеном на борту потерпит катастрофу в северных широтах, тело путешественника будут долго искать — но так и не найдут. К слову, незадолго до своей кончины «наполеон полярных стран» посетит с лекциями Владивосток и Приморье.
Судьбы его дочерей сложатся похоже. Камилла в 1936 году переберётся в Канаду, выйдет замуж за фермера, разводящего птицу. Пригласит Ниту, нелегально проживавшую к тому времени в США, к себе. Сестра приглашение примет, в 1940-х годах также выйдет замуж и родит четверых детей. Нита, что интересно, съездит на Чукотку и отыщет своего биологического отца, сделает с ним пару снимков. После чего окончательно переселится в Ванкувер. Долгие годы, как «живые частицы Норвегии», женщины будут обмениваться письмами со школьными подругами, которых успели завести за время недолгой учёбы в тамошней школе. Фрагменты их общественно значимой переписки будут публиковать местные газеты.
Нита и Камилла проживут одинаково спокойные жизни и скончаются в один год. Первой, в феврале 1974 года, на 59-м году этот мир покинет Нита Кокот-Андерсен. А следом за ней, по данным Управления регистрации населения Канады, Камилла Карпендейл-Андерсен, «в Пауэлл-Ривер в возрасте 65 лет».
Мораль? Пожалуй, она не нужна: ведь это просто история. Красивая, жестокая и поучительная.
Больше авторских текстов и новостей в Telegram-канале (18+)!