04 ноября 2023, 09:34
«Мы подготовили переворот очень просто…»
Историю гражданского противостояния в Приморье лучше изучать по первоисточникам

(Окончание. Начало в № 42 ДВВ.)
В прошлом году мы отметили столетний юбилей окончания Гражданской войны в Приморье, и отсчёт этого события пошёл на вторую сотню лет. О той жестокой войне, начатой в крае Красным Октябрём 1917 года, историками и публицистами написаны десятки книг и сотни статей. Но сегодня мы продолжаем штудировать первоисточники — свидетельства тех страшных событий. В прошлом году мы давали слово красным авторам, а сейчас — белым.
ФИЛИМОНОВ: бесстрастный летописец
Переходим к белым мемуаристам. Борис Борисович Филимонов, поручик, крупнейший летописец истории гражданского противостояния в Приморье. Родился в 1901 году в семье офицера, с 1911 года — кадет Псковского корпуса. На фронт Первой мировой войны попал в 17 лет, принимал участие в боях. Октябрьскую революцию не принял, в 1918 году оборонял Казань от красных. С этого года и начал вести дневник (а фактически ежедневник), регулярно отмечая в нём все важнейшие события, свидетелем и участником которых был. Вместе с остатками войск Народной армии отступил к Уфе, где его свалил тиф. После выздоровления — снова на фронте, затем учёба в Омском артиллерийском училище. После того, как оно в сентябре 1919 года было переведено во Владивосток, поручик — уже летописец коалиционного, а затем и Белого Приморья. Воевал с партизанами, участвовал в Хабаровском походе генерала Молчанова, прошёл с боями весь путь Дальневосточной армии на север и обратно на юг, был очевидцем и участником всех значимых боевых операций.
В октябре 1922 года эмигрировал в китайский Гирин, где стал зарабатывать литературным трудом, издав более десятка книг мемуаров. Что касаемо событий в Приморье — их несколько, но особо выделяются двухтомник «Белоповстанцы» и «Конец Белого Приморья».
Борис Борисович, работая над воспоминаниями, показал себя как бесстрастный и беспристрастный хроникёр и летописец: не пел осанну белым, не нахваливал без нужды красных, собственноручно вычертил (и по памяти, и расспрашивая очевидцев) десятки схем всех боёв в Приморье — от Ивановской операции до обороны Спасска. Его мемуары и поныне котируются у историков как надёжный источник информации. Вот каким резким образом, например, он писал о своей родной армии: «Непочтение к членам Правительства и Командующему войсками явилось показателем начавшегося брожения в войсках. За труды, лишения и раны в только что окончившемся Хабаровском походе все чины белоповстанческой Армии получили награду — по одной пачке сигарет в красной обёртке с белым зайчиком. Эта награда ещё более озлобила людей и содействовала усилению брожения в частях. Конечно, при отсутствии курева приятно выкурить и 20 сигареток, но всё же нельзя за поход благодарить пачкой сигарет»
МОЛЧАНОВ: ничего не скрывая
Викторин Михайлович Молчанов, последний белый генерал Гражданской войны в Приморье, командующий Дальневосточной армией (позднее переименованной в Земскую рать). Участник Первой мировой, командовал ротой в Сибирском сапёрном батальоне. В одном из боёв, отдавая команды и управляя стрельбой из пулемёта, получил отравление ядовитыми газами. Лечился, попал в плен, бежал. После Октябрьской революции вернулся на родину в Елабугу и возглавил крестьянский отряд самообороны, успешно действовавший против красных продотрядов. Воевал в армии Колчака, остатки которой и привёл в Приморье. Выступил одним из организаторов двух путчей, первый из которых завершился успехом и вознёс к власти правительство братьев Меркуловых. Начав осенью 1921 года Хабаровский поход, нанёс ряд поражений НРА ДВР, занял почти всё Приморье, а в декабре — Хабаровск, затем перешёл к обороне. Потерпел поражение под Волочаевкой, начал отступать на юг и до упора (то есть до Владивостока и последующей эвакуации в Китай). После перебрался в США. В возрасте 74 лет, незадолго до смерти, надиктовал несколько магнитофонных бобин устных мемуаров.
Находясь фактически на пороге встречи с вечностью, в своих воспоминаниях был предельно откровенен и ничего не скрыл, даже факты, выставлявшие его в нелестном свете. Так, отвечая на вопрос, для чего ему потребовался переворот, в результате которого было свергнуто коалиционное правительство края, Молчанов ответил: «Во-первых, нам нужна была какая-то гражданская власть, с которой мы были бы связаны, и нам нужно было, чтобы кто-нибудь платил армии жалованье. Ещё нам нужны были деньги, чтобы купить оружие, которое нам было необходимо для последней схватки с красными. Мы также очень плохо питались, это социалистическое правительство не давало нам практически никакой провизии. Мы подготовили переворот очень просто: развернули широкую пропаганду, в особенности через церкви, где священники начали читать проповеди с сочувствием к нам. ...И в мае 1921 г. мы успешно свергли правительство Медведева».
ПЕТРОВ: всё по порядку
Павел Петрович Петров, генерал-майор, одна из ключевых фигур Белого движения на Дальнем Востоке. Служил у Колчака начальником штаба армейского корпуса, после отступления вместе с генералом Молчановым в Приморье возглавил штаб его Дальневосточной армии. Планировал практически все боевые операции. После поражения белых 1 ноября 1922 года эвакуировался с десятком подчинённых офицеров в китайский Хуньчунь. Будучи в Приморье, вёл отрывочные дневниковые записи. В эмиграции был начальником станции на КВЖД, начальником канцелярии Дальневосточного отдела Русского общевоинского союза. Написал и издал мемуары под неброским названием «В Приморье. 1921-1922 гг.», в которых по порядку, почти в хронологической последовательности, описал события тех дней.
О чём писал? О своём, военном. При этом резко критиковал правительство Меркуловых: «К этому времени все запасы, полученные от старой власти армией, были съедены, и начинались ежедневные недоразумения с недостатком средств, с недополучением их даже на текущее довольствие. О жаловании в армии уже не говорили. Попытки разрешить вопрос не удались: армия добивалась передачи в её распоряжение части имущества, годного для продажи, но правительство старалось держать всё в своих руках. ...Были учреждены сметы, открывались по ним кредиты распорядителям, а те в свою очередь открывали кредиты дальше, не справляясь с наличием средств, с состоянием кассы. Выписывались ассигновки на пустую кассу, и в результате в казначействе очереди, а с очередями — злоупотребления, спекуляция на ассигновках».
ВИШНЕВСКИЙ: апологет белой мечты
Генерал-майор Евгений Кондратьевич Вишневский, участник последнего похода, организованного правителем Приморья Дитерихсом на северо-восток региона. Выходец из дворян, воевал в Первую мировую войну командиром роты, был ранен. 15 октября 1918 года назначен помощником генерала Пепеляева, вместе с которым и отправился покорять якутские просторы. После неудачи экспедиции стал одним из немногих сумевших спастись: 22 июня 1923 года вышел к берегу Охотского моря и был подобран японской шхуной. Перебрался в Маньчжурию, где написал книгу мемуаров «Аргонавты белой мечты». Она — о героизме. О людях, которые отправились в далёкий поход, почти не имея шансов на успех.
Именно поэтому воспоминания временами излишне романтизированы, словно описание последнего примера поразительного русского героизма, вспыхнувшего на мрачном фоне гражданской войны. Но поводов быть героями хватало: «Отряду пришлось совершить переход Аян — Нелькан при чрезвычайно тяжёлых условиях. Без тёплой одежды, в плохой обуви и на всём 240-вёрстном пространстве почти без жилья. Первые дни перехода шёл проливной дождь. Часть продовольствия бросили в пути, лошади за отсутствием фуража падали, началось недоедание, мука вся вышла. Уцелевших лошадей поели и начались для людей тяжёлые испытания. Съели в окрестностях всех собак, стреляли ворон. Находились такие, что варили кожу, содранную с дверей. Настроение пало. Люди ходили как тени».
...Конечно, этими авторами и произведениями мемуарная тема о той далёкой войне не исчерпывается. Эти и многие другие книги можно найти в свободном доступе во всемирной паутине. И, конечно же, их стоит почитать. Ведь правда, она всегда интересна и познавательна.