Владивосток

-8°
88.16
92.01
Общество

27 декабря 2024, 12:00

«Нам открутят голову, если мы вам выпишем “Фиасп”»

Автор: Валерия Гайдукевич

Министр здравоохранения Приморья встретился с сообществом пациентов с диагнозом «сахарный диабет»

«Нам открутят голову, если мы вам выпишем “Фиасп”»

Мы уже рассказывали о том, как прошла в Приморье Неделя борьбы с сахарным диабетом. Диабетики в последнее время столкнулись со сложностями в получении жизненно необходимых лекарств. Обнаружились сбои в системе их выдачи и ряд других проблем. Под Новый год активисты встретились с министром здравоохранения Евгением Шестопаловым. Какие проблемы вышли наружу и как их собираются решить — в материале ДВВ.

Борьба за оригинальный инсулин и помощь минздрава

Главная проблема, которая фигурирует в запросах пациентов с сахарным диабетом (СД), — это выдача оригинального инсулина «Фиасп». Сейчас, когда наращивают объёмы производства отечественного инсулина-биосимиляра (аналога), который справляется намного хуже, чем привычный импортный, каждый пациент практически выбивает себе оригинальный препарат.

На собрании выступила мама сына, который живёт с сахарным диабетом с 10 лет с сопутствующим диагнозом «эпилепсия». Парню недавно исполнилось 18, а значит, он теперь взрослый пациент.

«За год до 18-летия нас перевели на “Фиасп”. Сейчас нам упорно не дают его, поликлиника выдала нам рецепт исключительно на “Росинсулин”. Аптека сказала, что мы не можем выдать “Фиасп”, хотя у нас назначение врача. Мы ждём видеомониторинг по эпилепсии. Четыре месяца мы ждём, когда на нас обратят внимание».

Министр сочувствующе слушает, звонит кому-то и оперативно записывает парня на мониторинг болезни.

А у другой пациентки положительный сдвиг с одним НО. Ей одобрили выдачу «Фиаспа», и она получила его. При этом клинический фармаколог говорит, что не гарантирует, что она его будет получать в будущем.

Список «Шиндлера» минздрава

Здесь же сидит молодая активистка-студентка с диагнозом СД. Рассказывает, что после первой встречи с министром ничего не поменялось. По окончании врачебной комиссии (ВК) 2023 года ей прописали инсулин «Фиасп», он необходим ей по жизненным показаниям. Но аптека отказывается выдавать инсулин, ссылаясь на загадочные списки.

«Я обращалась к клиническому фармакологу, который мне сказал, что одобрение Росздравнадзора и минздрава не гарантирует мне попадание в список», — жалуется участница встречи.

Эта тема откликнулась и другим пришедшим. Девушку поддерживают: «В каждой аптеке мне говорят, что существует список минздрава. Почему одни люди туда попадают, а другие нет, — непонятно», — говорят соседи. Услышав пациентов, у Евгения Шестопалова округляются глаза:

«Это мракобесие, никакого списка не существует, я вам гарантирую. Этот миф про списки надо развенчивать, я никакие списки не подписывал. То, что инсулина не хватает, — это одна история, мы это решим».

Лучшие препараты — только детям?

В цепочке получения препарата есть важная инстанция — аптеки. Одна пациентка ходит получать препараты, закидываясь успокоительным, другой гражданин отчаянно требует в аптеке свой препарат, но ему вызывают Росгвардию — утихомирить, так сказать. Проблему с аптеками министр назвал системной, на решение которой потребуется время.

Но суть одна: прописывают один инсулин, а выдают другой, который не подходит пациенту, а где-то даже его нельзя колоть в сочетании с другими препаратами.

«В аптеке мне сказали, что “Фиасп” положен только детям. Потом они начали ссылаться на неправильно оформленный рецепт. Мне начали подсовывать “Росинсулин”, ссылаясь на то, что у меня прописано действующее средство аспарт, хотя у меня прописано конкретное наименование “Фиасп”. Отказ от выдачи мне тоже не захотели писать, сказали, что не имеют права на такое заключение», — крик души из зала.

«Странно, что аптека кладёт разный инсулин. Нельзя в себя вливать всё подряд», — другая реплика.

Шестопалов слушает и подытоживает: «За свои слова готов отвечать. Наша задача, чтобы у нас была персонифицированная выдача инсулина. Я в прошлый раз давал такое поручение, чтобы каждому выдавали нужный ему инсулин».

Одна пациентка провела чуть ли не юридическое расследование, изучила законы и нормативные акты, чтобы разобраться в ситуации с выдачей оригинального инсулина.

«Обращалась к вам в приёмную с заявлением о том, что на врачебной комиссии мне выписали назначение по торговому наименованию “Фиасп”. Но в рецепте написано “аспарт”. По закону в рецепте должно быть торговое наименование, так как он нужен мне по жизненным показаниям. В официальном ответе Росздравнадзора говорится о том, что “Фиасп” выдаётся только детям-пациентам».

Министр терпеливо и с сочувствием записывает всё вышесказанное:

«Сразу после нашего с вами общения пройдёт совещание с представителями минздрава. Это дело будет разбираться. То, что происходит сейчас, — это стыд и позор. Вы проводите во спасение себя расследование и подкрепляете всё определённой логикой только для того, чтобы убедить нас, а должны просто получать лекарство. Это досудебная история какая-то».

Вопросы к «больнице рыбаков»

К врачебной комиссии у пациентов вопросов было не меньше. После выписки одна из активистов поинтересовалась, какой инсулин ей выпишут — оригинальный или биосимиляр, на что врач, по её словам, ответил: «Нам открутят голову, если мы вам выпишем “Фиасп”». Кто кому откручивает голову и за что, скрыто в системе, в которой однозначно нужен порядок.

На одной из врачебных комиссий в краевой больнице № 2, которая известна как «больница рыбаков», пациентке без назначения врача принесли инсулин:

«Ко мне несколько дней приходили медбрат и медсестра с инсулиновым шприцем, там был “Ринфаст”. У меня ВК, он мне не подходит, они выбросили шприц. Врач сказала, что “Ринфаст” мне не назначали. Очень интересно, как там лечение проводится».

«А в нашей поликлинике вообще сказали, что не могут провести ВК с назначением препарата, который нам прописали в “рыбаках”, а то они будут покупать это всё за свой счёт».

«Есть ли смысл ложиться в “рыбаков”?» — задаёт вопрос пациентка и рассказывает, как прошла недавняя госпитализация.

Ещё одна женщина пожаловалась, как её, пациента с осложнениями, постоянно отфутболивали и предоставили неполную выписку после лечения.

Здесь Евгений Шестопалов успокоил пациентов тем, что дата встречи с эндокринологами назначена. На ней предстоит раз и навсегда решить вопросы с врачебной комиссией и с обеспечением лекарствами через аптеки.

Мониторинг сахара — всем! Или не всем…

Ещё одну проблему обсудили на встрече — выдачу систем беспрерывного мониторинга сахара. Стоит такая аппаратура от 120 тысяч и больше. Пациентам говорят две вещи: все, кто нуждается в мониторинге, уже получают или получили систему и что «государство и так обеспечивает вас тест-полосками». Но диабет с сопутствующими осложнениями влияет на здоровье так, что порой мерить сахар нужно чуть ли не каждый час.

С просьбой об обеспечении мониторингами студентов выступила мама пациента:

«Мой сын учится на острове. Там ночью зимой ребёнок “гипует” (пониженный сахар). Он проходит эти расстояния между корпусами с тест-полосками и замёрзшим глюкометром, а они на морозе не работают. Представляете, между корпусами упасть и не встать. Однажды, когда он только заболел диабетом, он шёл зимой из школы и просто где-то свалился. Слава богу, у него нашлись силы позвонить мне.

Нужно обеспечить студентов мониторингом. Хотя бы в продолжении детского возраста, пока они учатся и сами приобрести его не в состоянии».

Одна из активисток заступилась за беременных женщин с СД:

«Все беременные женщины тоже нуждаются в мониторинге. На фоне трёх моих “гипо” в первом триместре беременности моему ребёнку поставили расстройство центральной нервной системы».

Следующая женщина дошла до суда, чтобы получить мониторинг. Суд удовлетворил иск. Представитель минздрава пытался убедить, что по закону мониторинг не выдают, так как уже предоставляют тест-полоски. А ещё ей сказали, что выписка с ВК — это всего лишь рекомендация и соблюдать её не обязательно. Тут министр начал выяснять, кто из минздрава был на суде и почему такое сказал…

Вообще, по федеральному закону иглы входят в бесплатное обеспечение, так же, как и средства диагностики. Пациенты спросили, как колоть инсулин без игл:

«Мы по закону должны получать иголки. Хотелось бы понимать, как без иголки можно вколоть инсулин? На упаковке написано: «иглы в упаковку не входят». В день нужно до шести иголок — это минимум. То есть это порядка 180–200 иголок в месяц».

Итоги встречи

На первый взгляд, пациентов встреча удовлетворила. Евгений Шестопалов, министр здравоохранения Приморского края, подытожил собрание по пунктам:

— Списков в аптеках не существует, имеется только регистр.

— Будет пересмотр госзакупок, потому что в клинических рекомендациях есть дисбаланс.

— Начнём решать вопросы для обеспечения мониторингом учащихся. Была озвучена мысль о том, что сейчас министерство стремится к тому, чтобы обеспечить мониторингом всех, а не выборочно отдельные группы.

— С 2025 года выписки перестают носить рекомендательный характер и становятся обязательными к исполнению.

Министр признал, что в системе лечения сахарного диабета наблюдается серьёзный сбой. Для начала, как видится, чиновники будут решать проблемы тех, кто пожаловался, но в идеале необходимо помочь всем больным сахарным диабетом.

Подписаться на Telegram-канал ДВВ тут! Читайте новости первыми!

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM