28 октября 2023, 09:55
Напоминание о жестокой войне
Историю гражданского противостояния в Приморье лучше изучать по первоисточникам

В прошлом году мы отметили столетний юбилей окончания Гражданской войны в Приморье, и отсчёт этого события пошёл на вторую сотню лет. О той жестокой войне, начатой в крае Красным Октябрём 1917 года, историками и публицистами написаны десятки книг и сотни статей. И у каждой из них один, но существенный недостаток: эти труды — не первоисточники, хотя на них и основанные. Однако, как ни крути, субъективно и в заданном ключе интерпретированные их авторами...
Но как сложить достоверную и многогранную мозаику тех волнующих событий? Ответ напрашивается один: читать документы, письма, мемуары. Пусть это и не всегда захватывающее чтение, но чаще всего фактически достоверное. Но вот для полноты картины есть смысл познакомиться и с красными, и с белыми мемуаристами (нейтральных в те годы в крае не было).
ИЛЬЮХОВ: главный партизан Приморья
Начиная наш обзор с красных мемуаристов, вспомним самого главного — Николая Кирилловича Ильюхова. Уроженец с. Кремово Осиновской волости, в 1914 году окончил владивостокское училище, сдав экстерном экзамен на звание народного учителя. Работал педагогом в Шкотовском районе, в 18-летнем возрасте мобилизован в армию. Окончил Иркутское военное училище, в звании прапорщика отправлен на Северный фронт. В августе 1917 года, не желая участвовать в войне, дезертировал и вернулся в Приморье. 26 октября 1918 года вместе с учителем Мечиком в селе Хмельницкое Сучанской волости создал «комитет по подготовке революционного сопротивления контрреволюции и интервентам», был избран его председателем.
С той поры Николай Кириллович — в гуще организации партизанских отрядов. В начале 1919 года Съездом командиров партизанских отрядов назначен командующим отрядами Ольгинского уезда. Руководил подготовкой восстаний в колчаковских гарнизонах, в результате которых на сторону партизан перешли Сучанский рудник и два стрелковых полка. Член РКП(б) с 1920 года. В июне 1921 года продолжил административную карьеру: решением большевистского Дальбюро назначен командующим и председателем военного совета партизанских отрядов Приморья, затем — командующим соединениями Сучанского района, после — руководителем военно-революционного штаба в подполье. После победы советской власти в Приморье отбыл в Читу, далее в Москву и в наш край больше не возвращался.
Автор доброго десятка опубликованных статей мемуарного характера, основной труд (как и все его работы, написан в соавторстве) — книга «Партизанское движение в Приморье», изданная в 1928 году. Сразу после выхода её в свет подвергся критике со стороны приморских партизан. Одни упрекали автора в недооценке сил местного крестьянства в борьбе с интервентами, другие — в гипертрофированном выпячивании фактически мизерной роли партийного руководства приморскими партизанами. Чтобы оправдаться за допущенные промахи и недоработки, Ильюхов выпустил отдельную книгу с комментариями.
Однако, несмотря на все минусы, его труд ценен малоизвестной фактологической основой, которую в годы Хрущёва-Брежнева наверняка не пропустила бы цензура. Вот такой, например, пассаж: «Источником пополнения наших финансовых ресурсов нужно считать так называемые “выкупы”. Мы проникали в стан противника, арестовывали наиболее крупного капиталиста, и затем под угрозой смерти предлагали пленнику внести определённых размеров контрибуцию. Такой случай был и с бывшим водочным королём Дальнего Востока Пьянковым, ...у которого конфисковали 19 прекраснейших лошадей, 8 пишущих машинок для печатания газеты “Вестник партизана” и т.п. Пьянков трепетал от страха. Однако быстро освоился и, как уверял нас, даже “полюбил партизан за их бескорыстное служение революционному делу”. В результате торга он должен был выплатить контрибуцию в 150 тыс. рублей».
ФЛЕГОНТОВ: написал немного, но по делу
Алексей Канидьевич Флегонтов, в общепризнанном смысле не мемуарист. Из забайкальских казаков. Как и его вышеупомянутый коллега, работал сельским учителем, в 1917 году окончил школу прапорщиков. В июле 1918 года сформировал и возглавил красноармейский отряд добровольцев, который, нанеся удар по тылам войск белочехов, занял высоты, прилегавшие к Шмаковскому монастырю. 11 декабря 1921 года, получив назначение командующим партизанскими отрядами Приморья, с группой товарищей отправился в белый тыл. Именно эти события и легли в основу единственной написанной им биографической повести «Партизанской тропой», изданной Дальгизом в 1932 году.
В ней всего-то 32 страницы, но каждая из них — как документ, правдивый и без прикрас. Сжатый, но добротный стиль повествования, крепкий слог. Есть и место грубоватому партизанскому юмору: «На этом перевале произошёл забавный случай. ...Среди чащи показался дымок, поехали на него и обнаружили землянку, и в ней — человека. Молодой, обросший волосами интеллигент, видно, парень свой. Ребята решили его попугать, и когда он высунулся из землянки, встретили словами: “А, попался, красножо...., вылазь, гад”. Сами судите положение человека, да ещё не особенно храброго. Испуганное выражение его лица у всех невольно вызвало искренний смех (нам смех, ему, очевидно, страх!). В дальнейшем походе он доставлял нам немало хлопот, и в то же время забавлял своим искусством верховой езды — человек впервые сел верхом на лошадь».
КАРТАВЫЙ: беспризорник с острым взглядом
Николай Павлович Картавый, ещё один наш земляк. Родился в 1910 году в Никольске-Усурийском в семье полтавского казака. Когда край закружили революционные вихри, было ему лет 8–10. Но что же тогда он делает в нашем обзоре? Так здесь ему самое место! Рано осиротев, он долгие годы скитался по приморским городам и весям беспризорником. Продавал газеты, пас скот у местного богача, торговал папиросами, питался отбросами. И всё, что делал и видел, изложил в детской повести «Беспризорник Кешка и его друзья», в которой главного героя списал с себя самого.
Книга увидела свет в 1958 году и сразу вошла в десятку самых популярных (по данным Посылторга) детских книг. (Любопытно, но спустя годы, в 1969-м, стиль приморского литератора, вольно или невольно, скопирует детский писатель Александр Власов, написав аналогичный «беспризорный» цикл «Армия Трясогузки».) Несмотря на то, что повесть Николая Павловича — не мемуары, но подробности в ней почти документальны. Как, например, описание китайского рынка в Никольске-Уссурийском: «Через горбатые ворота, по которым ползли друг другу навстречу деревянные драконы, на ветру колыхались круглые вывески харчевен, фонари, готовые вспыхнуть в сумерках. Поперёк улиц тянулись длинные полотнища. Над базаром плыл запах жареного лука. Слышался скрип колёс повозок. Визжали жирные чёрные свиньи. На разные голоса кричали продавцы. Лотошники торговали пудрой, нитками, чулками, иголками, напёрстками, рыболовными крючками, лесками и поплавками, английскими булавками. В круглых корзинах лежали свежая рыба, грибы, речные раки, морские крабы, устрицы, трепанги — привезённые из Владивостока, бананы — из Юньнани, кокосовые орехи — из тропических стран».
СБОРНИКИ: есть что почитать
Красные мемуаристы, писавшие воспоминания о той жестокой войне, литераторами не были. Они были бойцами. И потому на более объёмные труды никто из них даже не замахивался. Но было немало и других участников Гражданской войны, которым тоже было что рассказать. Именно поэтому Примиздат начал в 1951 году выпуск сборников мемуарной литературы. В том году вышли книги «В боях за Советское Приморье» (с воспоминаниями партизан) и «Этого не забыть» (мемуары очевидцев о зверствах интервентов). В 1966 году типография № 1, что располагалась на Океанском проспекте 69, напечатала сборник «Этих дней не смолкнет слава», в который наши местные авторы, известные и не очень, поместили псевдодокументальные очерки о приморских героях Гражданской войны — Нейбуте, Антонове, Суханове, Блюхере и других. Минус этих изданий — откровенно оголтелая пропагандистская составляющая, через абзац — здравицы Коммунистической партии и подчёркивание её роли как «организатора и вдохновителя защиты завоеваний Великого Октября в Приморье».
Подобного пропагандистского неудобства для чтения оказался лишён документальный сборник «Борьба за власть Советов в Приморье» (Примиздат, 1956 г.), на 834-х страницах которого опубликованы важнейшие свидетельства эпохи. Из сообщения «Вечерней газеты» от 13 октября 1921 года: «Во Владивостоке дело воспитания детей находится в твёрдых руках не то весёлых матросов с “Нью-Орлеана”, не то американских приказчиков. В большом неуклюжем пакгаузе, на задворках пристаней, где раньше толпы американских и чешских солдат днём попивали жидковатое какао, а вечером под оглушительный шум джаз-банда отплясывали незатейливые танцы своей далёкой родины, — там помещается теперь светоч «Маяка», озаряющего нежными лучами детские души».
(Продолжение следует.)