24 августа 2025, 00:00
Пепел приморских империй
Бохай: королевство просвещения и учёных

790 лет назад, в августе 1235 года, был взят последний оплот чжурчженьской империи Цзинь — город Гунчен... В течение последних лет мы публиковали очерки об эпохах палеолита, безвременья и первых миссионеров, о государстве Восточное Ся. Сегодняшний рассказ — о королевстве Бохай и империи чжурчженей. По хронологии начинаем с Бохая, первого государственного образования на территории края, существовавшего с 698 по 926 год.
Каменное изваяние с изображением Будды flickr.com
Следы по всему Приморью
В интернете вывешены десятки карт, на которых приморская граница Бохая определена по центру края, однако они уже устарели. За последние несколько лет раскопаны не только Краскинское и Новогордеевское городища, но и древние поселения на севере края — в Кавалеровском, Дальнегорском и даже Тернейском районах. Это долинное городище Эстонка, Руднинское, Поднебесное, Васьковская крепость, укрепление Горбуша, некрополь Монастырка-3 и другие.
Бохайцы жили в полуземлянках и наземных жилищах и занимались сельским хозяйством. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, рис, гречиху и сою. Пахали землю, урожай собирали серпами и хранили в ямах. Кроме земледелия разводили свиней и собак, которых употребляли в пищу, лошадей и крупный рогатый скот. Много добычи давали охота на диких животных и птиц, прибрежное собирательство, сбор ягод, грибов и орехов в тайге.
В центре сельскохозяйственных территорий находились города. Они окружались высокими валами и рвами, наполненными водой. Города стали центрами торговли, ремёсел, религии и культуры: сюда свозились налоги с сельской округи, здесь жили региональный правитель, чиновники и дружина. Бохайские кузнецы ковали из железа оружие и орудия труда, а из бронзы отливали детали сбруй и поясов, посуду, украшения и предметы культа. Гончары мастерили из глины разнообразную посуду. Широкое распространение получило строительное дело, изготовление черепицы и кирпича для сооружения дворцов. Развито было ткачество, в южных провинциях государства занимались шелководством.
Бохайский воин (рисунок В. Измайловой) dv.land
Любопытно, но в 2012 году при раскопе Краскинского городища учёные обнаружили… кости верблюда. А его-то каким ветром в наши края занесло? Очевидно, он пришёл сюда вместе с караваном по Великому шёлковому пути. Подтверждение этой версии приморские эксперты получили уже спустя три года, когда обнаружили ещё одного верблюда — бронзовую миниатюрную фигурку, отлитую местными мастерами с натуры. Кроме того, выяснилось, что бохайцы прекрасно разбирались в обитателях моря. Так, по найденным костным остаткам была идентифицирована ядовитая рыба фугу, а есть её, как известно, можно лишь после тщательной обработки.
Одёжка — по рангам
Что касается административного устройства Бохая, то королевство имело пять столиц, в том числе одну — близ современного Уссурийска. Зачем так много? Они были нужны для постоянных переездов ванов (королей) со свитой по провинциям, дабы пресекать сепаратизм и осуществлять контроль. А в каждую из пяти областей, в свою очередь, входило 62 округа, каждый из которых включал 125 уездов (по нынешним меркам, что-то вроде муниципальных районов).
Бохай и сегодня по праву называют страной просвещения и учёных. В летописях сообщается, что там существовал закон, по которому совершеннолетним юношам знатного происхождения не разрешалось жениться, пока они не овладевали грамотой и стрельбой из лука. Управление королевством было строго централизовано. Помимо прочих, выделялось министерство верности, гуманности и справедливости — но лирику здесь можно не искать: столь высоким слогом именовалась кадровая служба, ведавшая штатом чинов для бохайской администрации.
Иллюстрация из «Каталонского атласа»
Что же касается управлений, то они ведали дворцовыми делами и родословной государя, сельским хозяйством, складами, евнухами. Должности и титулы бохайских чиновников распределялись по девяти разрядам рангов и различались цветом одежды. Так, клерки высших 1–3 разрядов носили фиолетовое платье и имели при себе костяные таблички, куда записывали распоряжения вана. Чиновники 4–5 разрядов рангов облачались в малиновое платье, ну а знать рангом пожиже — в зелёное.
Войсками Бохая командовали восемь генералов, причём их официальные мохэские названия, ранее, очевидно, наводившие ужас на врагов, ныне вызывают улыбку: «левый свирепый», «правый свирепый», «гималайский медведь», «бурый медведь».
После того как королевство заявило о себе в Азии в качестве самостоятельного государства, оно начало устанавливать дипломатические отношения со своими ближайшими соседями — Силлой (прототип нынешней Кореи), Японией и китайской династией Тан. Получалось не очень, так как каждая из сторон имела в регионе свои экономические и территориальные интересы и отстаивала их. Но что уже хорошо — на дипломатическом поле, а не на поле брани. Наибольшее понимание здесь бохайцы нашли в Японии, куда не раз приплывали на своих утлых судах. Первая делегация вручила японскому императору 300 леопардовых шкур — и дипотношения были установлены. В ответ бохайский король получил 114 отрезов белого шёлка, 114 — из ткани полушёлковой плюс 24 клубка шёлковых ниток и 100 шёлковых шнурков. Бохайско-японские отношения стали носить регулярный характер. Гости из Приморья приезжали в Японию в 804, 809, 810, 814, 819 и 825 годах и в некоторой степени хозяев даже утомили: так, в 828 году бохайцев уже не пустили в столицу, а, наградив подарками, предложили не частить и приезжать не чаще одного раза в 10 лет.
Гордость и печаль
В Бохае были свои поэты и писатели. Проза, прямо скажем, на любителя, так как чем-то неуловимо напоминает описательную чукотскую литературу, поэтому цитировать её не будем. Вот куда более современно и динамично смотрятся стихи первого приморского поэта Хайтэя:
Бессемейный неженатый мужчина — /Это достойно для звания поэта/Ревнивы женщины в царстве Бохая/А те, что не ревнуют, разве то жёны?/У них по десять шпионов тенью ходят/За каждым шагом дорогого супруга/За мной же следит одна только тень/Да посох ещё из ивы той корявой/Что путником брошен в ров крепостной...
Понятно, что автор не был женат и даже гордился тем, что за ним ревнивая жена не организует слежку, ну, если только его собственная тень. Однако и в этом образном сравнении как-то подспудно ощущается недосказанность тоски от собственного одиночества…
Распылили и покорили
За более чем двухвековую историю первого приморского государства сменялись правящие династии и короли, но на протяжении этих столетий жёстко выстроенная административно-хозяйственная структура позволяла Бохаю развиваться и процветать. Народ жил достойно, внутренних распрей и военных конфликтов избегали. Очевидно, это обстоятельство в какой-то мере и усыпило бдительность руководителей страны…
Историческая ситуация сложилась так, что в Х веке пришла в упадок китайская династия Тан, чем не преминули воспользоваться кочевники кидани. В 907 году, применяя военно-наступательную тактику, они провозгласили своё государство, а в 916 году, став лидером на северо-востоке Азии, создали империю Ляо. И всего через 10 лет после провозглашения империи орды киданей вторглись в Бохай и захватили его. Летом 926 года всё было кончено — однако мир всё равно не настал. Восстания бохайцев не утихали. Тогда кидани применили к ним древний испытанный метод насильственного переселения непокорных племён. Две трети наиболее воинственного и «провинившегося» бохайского населения кочевники отправили на задворки собственной империи. Пленные бохайцы, находясь в окружении чужеродного этноса, были полностью подконтрольны властям и уже не могли затеять новую смуту. А оставшаяся треть подданных Бохайского королевства (несколько сотен тысяч человек), эмигрировав на Корейский полуостров, также не смогли воссоздать утраченную государственность...
(Продолжение следует.)