Владивосток

+5°
95.02
104.86
История

23 сентября 2024, 12:00

Рейсы в никуда

Автор: Геннадий Обухов

Японские иены для русской революции

Рейсы в никуда

Подзаголовок этой публикации сразу вызывает вопрос: что за чушь? Всем известен факт, что русская революция отчасти готовилась за немецкие деньги (хотя и здесь не всё так однолинейно), но японцы-то причём? С какого бока-припёка? Но если сей факт нам неизвестен, это вовсе не значит, что его не было. 22 сентября 1905 года из порта Амстердама вышло грузовое судно «Сириус» и взяло курс на юг. На борту  8 500 винтовок «Веттерли» и примерно 1,5 млн патронов к ним...

И месяца не прошло

Конечно, перед погружением в подробности хорошо было б понять: а зачем японцам требовалось влезать во внутренние дела Российской империи столь бесцеремонным образом? Тем паче и месяца не прошло после завершения Русско-японской войны, когда в американском Портсмуте было подписано не просто соглашение об окончании военных действий, а самый что ни на есть настоящий мирный договор с взаимными признаниями в вечной межгосударственной любви. Конечно, японцы, они такие, любят вредительствовать исподтишка... А вот почти официальный ответ дала близкая к правительственным кругам токийская газета Nichi-Nichi ещё в сентябре 1903 года: «Мы разбили Китай с его 400-миллионным населением, разобьём и Россию с её 150 миллионами жителей, ненавидящих друг друга и, подобно бешеным собакам, запертых в одной клетке, вечно грызущихся между собой. Только недавно мы читали о кишинёвском погроме, во время которого православное население напало на лиц иудейского вероисповедания и перебило их всех, не щадя жён и детей». Не забыла газета также о финнах, кавказцах и поляках, которые «ещё более ненавидят русских, чем мы ненавидим последних». И когда стало ясно, что на носу политическая неудача в войне с Россией, в японских верхах была дана отмашка приступить к плану «Б»: разжиганию межнациональной розни и вооружению будущего революционного авангарда в лице национальных меньшинств Российской империи.


Мерзавцы нашли друг друга

Понятно, что сия акция готовилась не один месяц. Её организаторами выступили два человека.

С японской стороны — полковник МОТОДЗИРО АКАСИ, военный атташе в Санкт-Петербурге. За то время, что находился в российской столице, даром времени не терял и свёл знакомства с российскими оппозиционерами из числа нацменьшинств. Первый опыт сотрудничества, правда, оказался не особо удачным: глава польских социалистов Юзеф Пилсудский выклянчил у Акаси 200 тысяч рублей под идею «поднять в Польше вооружённое восстание против России» — и не поднял. И тогда японский полковник, обжёгшись на молоке, стал дуть на воду: подгребать под себя чохом всех российских националистов, каких только сумел откопать. А именно — еврейское крыло эсеров (знаменитые Азеф и Натансон), поляков из Народной лиги, грузин из партии эсеров-федералистов, армян из «Дрошака», латышей из СДРП. Пытался вклиниться в предстоящую финраздачу и малоизвестный в те годы революционер Ульянов, однако начинающий подпольщик русского происхождения Акаси не заинтересовал.

Акаси Мотодзиро
Фото: рtopwar.ru

Сторону оппозиции представлял финский авантюрист КОННИ ЦИЛЛИАКУС, выразивший своё идеологическое кредо таким вот образом: «Русские — отсталая, варварская и полуазиатская нация, у которой остальному миру нечему учиться политически, хотя революция должна освободить финнов и поляков и позволить России начать догонять Запад». Используя революционный настрой питерских рабочих, Циллиакус сумел убедить Акаси в том, что ему удастся «учинить грандиозный кровопролитный фейерверк», который станет детонатором взрыва на национальных окраинах империи, в том числе в Финляндии: 

«Смотрите, зажигайте там, в Питере скорее (это из его обращения к питерским рабочим.  Прим. ред.), нужна хорошая искра. Жертв не бойтесь. Вставай, подымайся, рабочий народ. Не убыток, если повалится сотен пять пролетариев, свободу добудут. Всем свободу».

Понятно, что два этих господина, питавших патологическую ненависть ко всему русскому, были способны существенно напакостить России. Тем паче на организацию революции у них имелась сумма в миллион иен (чуть меньше миллиона рублей по тогдашнему курсу)...

Конни Циллиакус
Фото: avatars.mds.yandex.net

Скверное дело

Акаси и Циллиакус приобретают три тысячи револьверов «Веблей», 16 тысяч винтовок «Веттерли», три млн патронов к ним и три тонны взрывчатки. Для перевозки оружия закуплены корабли «Джон Графтон» и «Сириус». Поп Гапон, небезызвестный провокатор и революционер, отправляется в Стокгольм, чтобы, когда придёт момент, появиться во главе рабочих дружин, идущих на штурм самодержавия. Первую партию оружия успешно разгружают около латвийского порта Виндава (ныне Вентспилс). А вот второй транш так и остаётся на борту, так как её получатели — эсеры во главе с Азефом — где-то растворились... «Графтон» вынужденно вновь возвращается в Финский залив: революцию же делать надо! Но рано утром 26 августа 1905 года корабль садится на мель. Пока команда суетится и пытается вырваться на глубину, местная полиция уже проявляет интерес к судну. Рисковать нельзя: матросы выгружают оружие на расположенных поблизости островках, затем взрывают пароход и уходят на шлюпках в Швецию. Но корабль затонул не полностью, и на нём (а также на мини-островах) очень быстро обнаруживается целый арсенал! Это — успех российской полиции и чёрный день для революционеров-националистов. А что же хозяин земли русской, который проводит в эти дни отпуск на яхте «Штандарт» недалеко от тех мест? А ничего. «Скверное дело», — вот и всё, что отпускает по этому поводу император Николай II.

Вторая попытка доставить оружие для русской революции предпринимается 22 сентября того же года. Не срослось с какими-то дезорганизованными западными националистами — значит, смертоносный груз уйдёт на Кавказ. 24 ноября «Сириус» прибывает в район порта Поти, где оружие перегружают на четыре баркаса, — и ждут посланцев от главы местных федералистов Деканозова. Но уж светает, а «Германа всё нет»... А рядом с «Сириусом» отираются непонятные повстанцы, чьи полномочия никак не подтверждены. На Кавказе, правда, не так уж любят письменные бюрократические формальности, но вроде понятно, что ребята — тоже из числа борцов с русской «тюрьмой народов». Им и вручается груз.

Так оба морских вояжа с оружием оказались рейсами в никуда...

 Пароход «Джон Графтон»
Фото: mtdata.ru

Неутешительные итоги

И каков же на деле вклад Акаси и Циллиакуса в дело русской революции? Весьма и весьма скромный: фиаско «Джона Графтона», срочно разбазаренное оружие с «Сириуса» (которое если и дошло до «организованных» грузинских революционеров, то в отдалённой провинции, — и потому никакой заметной роли не сыграло). Однако эта идея оказалась интересной и востребованной, и ею в полной мере воспользуются и германский генштаб, и МИД Австрии во время Первой мировой войны. И даже клиенты их окажутся бывшими клиентами японского полковника!

Конни Циллиакус на родине будет разоблачён как агент японской разведки, после чего в 1909 году сбежит в Англию. Вернётся на родину в 1918 году вместе со своей американской женой Лилиан Грэйф. Будет жить тихо и незаметно и скончается 19 июня 1924 года в возрасте 68 лет.

Мотодзиро Акаси после фактического провала «русской освободительной миссии» назначат военным атташе в Германии. Однако скромность, как можно предположить, не являлась чертой, присущей полковнику: в 1906 году в России (!) он издаст брошюру «Изнанка революции. Вооружённые восстания в России на японские средства», в которой осветит (естественно, в приукрашенном виде) все подробности своей тайной деятельности. Брошюру перескажут все европейские газеты, а нескромного атташе срочно отзовут домой. В октябре 1907 года его назначат главой военной полиции в Корее, в апреле 1914-го — заместителем начальника генштаба. А скончается он 26 октября 1919 года на 56-м году жизни в должности генерал-губернатора Тайваня.

Любопытно, но история эта станет основой для советского 130-минутного телефильма «Ждите «Джона Графтона», что снимут в 1979 году на Рижской киностудии. Конечно, в киноленте почти вся фактура — режиссёрский вымысел с не существовавшими предателями, погонями, паролями, но снято в целом достойно. Прибалты, как мы помним, и в годы развитого социализма всегда умудрялись делать приличное приключенческое кино.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM