05 ноября 2025, 11:28
Россия — Китай: дружба леопардов
Сейчас стартует новое сотрудничество двух держав. Научные сотрудники России и Китая посчитают количество особей дальневосточного леопарда: кто живёт на две страны, а кто предпочитает леса родины
Безвизовый режим въезда в Поднебесную позволил путешествовать россиянам. Но уже достаточно давно пятнистые граждане России также беспрепятственно проходят границу. Зафиксированы дальневосточные леопарды, которые живут и в России, и в Китае. Наконец началось долгожданное международное сотрудничество научных работников в природоохранной сфере.
Первые совместные работы с КНР начались в 2014 году, через пару лет как национальный парк «Земля леопарда» был организован. Тогда состоялась первая оценка состояния популяции дальневосточного леопарда совместно с Китаем.
«Популяция у нас одна, но живёт она на территории двух государств. В Китае леопарды живут на территории Цзилиня и Хэйлудзяня. В 2014 году по итогам мониторинга всего дальневосточных леопардов было чуть больше 70 особей, 50 из них жили в России, 15-20 имели два гражданства, живя на территории двух стран», — рассказывает младший научный сотрудник отдела науки и экологического мониторинга Таисия Марченкова.
Леопард любуется своим портретом на фестивале «Золотой котябрь»
В Китае мониторинг вели разные особо охраняемые природные территории (ОТП) и общего охранного статуса у них не было. Только в 2021 году у них основан национальный парк Тигра и леопарда. Из-за ковида совместные работы с Россией затянулись, и вот, наконец, в мае прошлого года было подписано соглашение о создании трансграничной резервации больших кошек, который объединил национальные парки двух стран.
«Охранная система не изменилась, заборы не поставили и не убирали. В национальном парке в принципе нет ограждения, потому что это территории естественного обитания диких животных. Для них любые ограждения — препятствия для перемещения», — объясняет Таисия.
В Китае размер заповедной зоны больше в пять раз. В границы этой местности входят и населённые пункты, и сельскохозяйственные участки. Уже сейчас в дружественной стране идут работы по восстановлению мест обитания для тигров и леопардов.
Было принято решение об участии в президентском фонде природы, чтобы в его рамках начать масштабный мониторинг. Сейчас ведётся работа по созданию плана оценки количества особей краснокнижного леопарда и в России, и у наших соседей.
Работа по гранту началась с сентября этого года и закончится в августе 2026. В рамках исследования планируется обменяться паспортами леопардов, провести оценку популяции. С российской стороны этим будут заниматься три человека. Научные сотрудники обменяются массивом фотографий с фотоловушек, сделают параллельную идентификацию этих особей, чтобы понять, какие из них уникальны и имеют «двойное гражданство».
Фэн Лимин, директор Центра мониторинга тигров и леопардов Государственного управления лесного и степного хозяйства КНР, рассказал, как обстоят дела с мониторингом у них:
«По предварительным данным, в настоящее время в Китае обитает более 80 особей дальневосточного леопарда. С момента создания Северо-восточного национального парка тигра и леопарда КНР их численность стабильно растёт.
Сейчас популяция обитает только в национальном парке тигра и леопарда. Для получения точных данных необходима установка широкой сети фотоловушек в ареале леопардов. В национальном парке установлено более 27 000 камер-ловушек с передачей данных в режиме реального времени, что позволяет охватить большую часть территории обитания леопардов внутри парка».
Фото на фотоловушку на «Земле леопарда»
Мониторинг — это масштабная работа, которую вручную практически невозможно осуществить. Для определения особи нужны фотографии двух боков кошки. С этим помогает специальное полуавтоматическое программное обеспечение (ПО) родом из Индии. Известно, что именно там живут братья дальневосточных леопардов, но те намного агрессивнее и даже нападают на людей. В настоящее время, неизвестно каким ПО пользуются коллеги из Китая, но десять лет назад они пользовались той же индийской разработкой.
Так как это большой объём работы, нужно проверить каждую регистрацию особи, а это больше двух тысяч в год. Планируется личная встреча специалистов в Хуньчуне. Младший научный сотрудник отдела науки экологического мониторинга Таисия Марченкова будет в фокус-группе:
«Это уникальная возможность для нас, как для специалистов, понять, что происходит с популяцией. И, конечно, это большой вклад в мировое сообщество. У животных понятия государственных границ нет, они живут там, где позволяет природа. Прошло десять лет с момента последнего сотрудничества с Китаем, поэтому интересно, как меры государства повлияли на крупных кошек. Попытки сотрудничества были долгие, и сейчас мы выдохнули.
Я начинала с волонтёрской практики в разных ОПТ, потом нашла тут руководителя курсовых работ, а после осталась. Сейчас я работаю над кандидатской.
Для меня сотрудничество с Китаем — это большой исследовательский интерес и большой профессиональный рост. Это очень увлекательная работа, если бы она не была таковой, меня бы тут не было (улыбается).
Чем меня увлёк дальневосточный леопард? Он ломает стереотипы о леопардах, он отличается от индийских или африканских. Например, есть золотое экологическое правило: чем севернее распространён вид, тем больше в размерах он должен быть. На дальневосточном леопарде это не работает. У нас он меньше, милее, пушистее»
Таисия Марченкова младший научный сотрудник отдела науки экологического мониторинга
Пресс-клуб «Последняя среда»