Владивосток

+23°
80.34
93.56
Политика

20 августа 2025, 12:56

Сквозь ледяной занавес

Автор: Василий Авченко

Улетел он туда не с бухты-барахты: холодная война, тёплый приём, горячие темы

Сквозь ледяной занавес

Фото: Сергей БУЛКИН/ ТАСС

Выбор Аляски как места встречи Путина и Трампа провоцирует на более или менее отвлечённые размышления.

Во-первых, Русскую Америку, пусть и бывшую, можно понимать как нечто среднее между Штатами и Россией.

Во-вторых, крутой маршрут Путина, отправившегося в Анкоридж через Магадан, напомнил о воздушной трассе «Аляска — Сибирь», по которой в 1942–1945 гг. в СССР перегоняли ленд-лизовские «аэрокобры» и «бостоны».

В-третьих, с учётом донбасского контекста Аляска, проданная Александром II Америке, отсылает к болезненной теме уступки территорий (да к тому же встреча лидеров состоялась ровно в годовщину начала американской интервенции 1918–1920 гг.).

В-четвёртых, по Берингову проливу, разделяющему Чукотку и Аляску, проходит линия перемены дат. Поэтому Америка живёт во вчерашнем дне, а мы — в сегодняшнем.

Наконец, Аляска — иллюстрация русско-американских отношений, знавших как лучшие, так и худшие дни.

Вспомним холодную войну Запада против СССР, де-факто начавшуюся уже в победном 1945 году. Тогда советское командование перебросило на Чукотку 126-й горнострелковый корпус, впоследствии развёрнутый в 14-ю десантную ударную армию. Соединение обеспечивало противодесантную оборону побережья, но по обе стороны Берингова пролива сразу же возникли слухи, что Сталин намерен вернуть России Аляску. На том берегу тоже шла милитаризация: американцы проводили манёвры, испытывали в условиях севера танки, стрелковое оружие, обмундирование. «Это было лучшее место в Америке для проведения учений по наземному и воздушному бою в холодном климате, схожем с погодными условиями в СССР», — пишет автор книги «Растопить ледяной занавес», экс-советник двух губернаторов Аляски Дэвид Рамсер (на русском его труд вышел во Владивостоке в 2018 году).

Любопытные свидетельства о тех временах находим в неоконченной автобиографической книге «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» Владимира Богомолова, автора знаменитого романа «Момент истины» («В августе сорок четвёртого…»). После разгрома Германии и Японии Богомолова, молодого офицера-фронтовика, перевели именно на Чукотку. «Американские моряки, различимые… с берега в полевые бинокли… часами рассматривали нас, фотографировали; на крейсерах… игралось учение: броневые орудийные башни разворачивались в нашу сторону, одновременно на воду спускались катера, полные вооружённых американских матросов. Всё это было явным вызовом — в бригаде каждый раз объявлялась боевая тревога», — пишет Богомолов. Ночами его мучили кошмары: «Вооружённые до зубов американские солдаты… на джипах, «доджах» и бронетранспортёрах катили по льду через пролив». Были сны повеселее: «Выбив американцев с советской земли, мы… высаживались за океаном… Трудящиеся Соединённых Штатов приветствовали нашу высадку».

Американцам тоже спалось плохо. «Паранойя холодной войны достигла таких размеров, что ФБР начало сверхсекретную миссию по найму и обучению аборигенов — рыбаков, охотников, пилотов и других частных лиц — для отражения возможного советского вторжения в бывшую пушную колонию России», — пишет Рамсер. Из его же школьных воспоминаний: «…С воздушными сиренами мы, как собаки по свистку, бросались под парты, чтобы спастись от советских атомных бомб»…

С перестройкой пришло потепление — и вот пловчиха Линн Кокс рассекает воды Берингова пролива, а полярник Дмитрий Шпаро по льду идёт в США. За разрядкой — новое обострение. Ледяной занавес и холодная война опять стали реальностью, идут разговоры о переделе Арктики… Что последует за состоявшимся в Анкоридже саммитом — бог весть. Но хорошо уже то, что у Путина нашёлся лишний повод слетать в Магадан и обсудить там проблемы наших северо́в и востоков.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM