01 февраля 2024, 09:00
Солкин, который был незаменим
Последнему Робин Гуду дальневосточной тайги могло бы исполниться 65 лет

1 февраля ему исполнилось бы 65, но в марте будет уже год, как он ушёл из этой жизни — болезнь не оставила шансов.
Яркий журналист, прозаик, поэт, автор песен, таёжник, фотохудожник, кинорежиссёр, несколько десятилетий отдавший делу природоохраны, и даже кавалер ордена Почёта, Василий Анатольевич Солкин был человеком штучным, как тигры, которых он спасал и снимал. Ему были даны и талант, и мудрость, и тонкое чувство юмора; казалось, Солкину всё по плечу.
Его тигриные прыжки по карте страны характерны для многих выбравших в советское время карьеру военного. Вятский уроженец, суворовское училище, факультет военной журналистики Львовского военно-политического училища, Тихоокеанский флот… А вот прыжки из профессии в профессию — или в призвание — носят куда более индивидуальный характер. Из газеты «Боевая вахта» — в Тихоокеанский институт географии ДВО РАН. Затем — создание журнала «Зов тайги» для тех, «кто не спешит на Гавайи», съёмки многочисленных документальных фильмов об уссурийской тайге — наград за эти фильмы у Солкина больше, чем леопардов в Приморье.
Ещё в начале 1990-х его повесть «Последний Робин Гуд» была опубликована в одном из выпусков популярной книжной серии Дальиздата «В исключительных обстоятельствах». Позже, несколько лет назад, мы с коллегами помогли Солкину составить сборник его прозы. Помимо заглавной вещи «Последний Робин Гуд», в неё вошли повесть «Год дикой лошади», таёжные записки «Леопарды, с которыми лично знаком», ряд других произведений — художественных и публицистических. С присущими ему мудростью и юмором Солкин размышлял о месте человека на Земле, судьбе тигров и других обитателей тайги… Были и новые замыслы — к сожалению, прерванные на полуслове.
Василий Анатольевич охотно делился не только таёжными историями, но и своим мастерством оператора, фотографа. Когда до путешествия в вечность ему оставалось жить всего несколько месяцев, и он это понимал, появилась идея некой итоговой книги о его творческом и профессиональном наследии. Идею предвещала большая публикация «Дикая киносъёмка диких зверей в дикой природе». Мастер пояснял с фирменным юмором: «Помните, что ваша фильма получит Гран-при обязательно, осталось только снять как следует!» Он рассказывал о штативах, особенностях камер, о необходимой одежде и укрытии; сразу же было ясно — перед нами настоящее учебное пособие, которое пригодится студентам, преподавателям и многочисленным любителям фото- и киноохоты.
Вероятно, книжка на такую тему получилась бы отличная, но не судьба. Наши тёплые объятья в его уютной квартире на БАМе оказались прощальными…
Это был поистине краснокнижный человек. Даже не редкий — единственный в своём роде. Из тех, о ком говорят: «незаменимые».
Кажется, что с таким трудом воссозданное царство диких кошек в Приморье как будто бы потеряло равновесие с уходом Солкина, таёжного гаранта от государства людей: в последний год тигры приносят приморцам больше бед, чем поводов для радости. А ведь ещё недавно всё было наоборот…
В шляпе, с гитарой и бородой, он был похож на ковбоя и одновременно — родственника не то Арсеньева, не то Дерсу. Куда более органично выглядел не в офисно-городском интерьере, а у таёжного ключа, меж сопок и распадков… Туда, верим, и ушёл. Сидит у огня в благодатном Краю Вечной Охоты, греет чай.
Василий АВЧЕНКО, Александр СЫРЦОВ.