05 июля 2024, 12:21
Трое Комаровых, или Наука и жизнь
Выдающиеся носители одной фамилии — в улицах и памятниках Владивостока: прапорщик, академик, космонавт

wikipedia.org
Дальневосточное отделение Российской академии наук и Общество изучения Амурского края (Приморское отделение Русского географического общества) предложили воздвигнуть во Владивостоке памятник академику Владимиру Комарову (1869–1945). Чем он знаменит и что сделал для Дальнего Востока?
Ещё в конце XIX века, вскоре после окончания Петербургского университета, молодой ботаник Комаров вёл исследования в Приморье, Приамурье, Маньчжурии, Корее. Одним из итогов стала статья «Условия дальнейшей колонизации Амура». В 1908 и 1909 гг. Комаров предпринял две экспедиции на Камчатку, в 1913 году — в Приморье. Изучал аграрные перспективы края, предложил методы «окультуривания» почв. Несколько лет спустя его ученица Евгения Клобукова-Алисова открыла в Приморье Ботанический кабинет.
Но главное, что сделал Комаров для Дальнего Востока, — привёл сюда академическую науку. В 1930 году он в ранге вице-президента Академии наук СССР выступал за её децентрализацию. «Наша идея такова — организовать сеть научно-исследовательских станций на местах для непосредственного изучения того или другого природного явления или же процесса, происходящего в массе населения», — писал академик. Тогда его идея казалась спорной. Наука базировалась в Москве и Петербурге, в Сибири и на Дальнем Востоке исследования велись «наездами». «В академической среде не было единого мнения о целесообразности создания баз на местах; многие высказывали опасения, что невозможно будет должным образом решить проблему научных кадров, оборудования и материального обеспечения», — писала биограф учёного Галина Савина. Однако Комаров добился своего: уже в 1932 году появились Дальневосточный, Закавказский и Уральский филиалы академии, Казахская и Таджикская научные базы.
Дальневосточный филиал возглавил сам Комаров. «Политическое положение подчёркивает важность края и заставляет желать, чтобы социалистическое строительство в его пределах протекало особенно успешно, чтобы быстрее двигалось превращение этого края в технически оборудованный, индустриальный и сельскохозяйственный», — писал он. На филиал возложили задачу изучения природных ресурсов и производственных сил региона. Комаров выступал за взаимодействие науки, промышленности и сельского хозяйства, вовлечение коренных народов в индустриальную и общественную жизнь страны. Сначала штаб-квартирой филиала хотели сделать Хабаровск, но в итоге выбор пал на Владивосток. Здесь появились технический, химический и биологический институты, кабинет по изучению коренных народов, библиотека, фотолаборатория, комитет научной консультации и пропаганды, ряд других подразделений. В совет филиала вошли видные учёные — геолог Владимир Обручев (автор романа «Земля Санникова»), этнограф, лингвист и литератор Владимир Тан-Богораз, металлург Александр Байков — ученик Менделеева.
В 1939 году Дальневосточный филиал закрыли из-за японской угрозы и ежовщины, в ходе которой пострадали и учёные. Научную работу продолжали лишь Горнотаёжная станция под Уссурийском и заповедники. Однако Комаров, к тому времени ставший президентом АН СССР, добивался возрождения науки на местах. Уже в 1943 году Горнотаёжную станцию развернули в Дальневосточную научно-исследовательскую базу АН СССР. В 1949-м, уже после смерти Комарова, ей вернули статус филиала. В 1970 году будет образован Дальневосточный научный центр (с 1987 года — Дальневосточное отделение АН СССР).
Имя академика Комарова носят институты, посёлки, ледники, вулкан на Камчатке, насекомые, моллюски, растения… Во Владивостоке, в районе Спутника, имеется и небольшая улочка Академика Комарова. Новым знаком благодарной памяти должен стать памятник.
Фото: liveinternet.ru
Академик Владимир Комаров
Видный учёный — вовсе не единственный Комаров, связанный с Владивостоком и его топонимикой.
Во-первых, в центре Владивостока есть улица Прапорщика Комарова — первостроителя нашего города. Поначалу, с 1880 года, она называлась Комаровской, потом носила имена Бородинской, Шевченко и Геологов, в 1985 году ей вернули имя Николая Комарова. В последние годы не раз поднимался вопрос и об установке памятника прапорщику, но эта инициатива по разным причинам торпедировалась. Аргументы «против» разнообразны: одни указывают, что улицы, сопки и остановки Комарову вполне достаточно, другие говорят, что фотографий прапорщика не сохранилось, а значит, скульптор окажется в тупике, третьи — что первостроитель вообще был пьяницей… Вопрос так и завис.
Фото: liveinternet.ru
Во-вторых, был и ещё один Комаров, связанный с владивостокскими улицами, — космонавт № 7 Владимир Комаров, погибший в 1967 году при возвращении с орбиты. Как и во всяком советском городе, во Владивостоке с началом космической эры не могли не появиться соответствующие топонимы вкупе с непременными ракетами из металлических труб на детских площадках. В районе бухты Тихой вырос целый космический район. В нём появились улицы Космонавтов, Беляева (Павел Беляев, космонавт № 10, участник Советско-японской войны 1945 года, скончался в 1970 году), его коллег Волкова, Пацаева и Добровольского, погибших при катастрофе корабля «Союз-11» в 1971 году. Тут же располагался кинотеатр «Галактика», первоначально носивший имя «Союз». По соседству появился и проезд Комарова. Однако в 1987 году проезд почему-то ликвидировали, а дома, значившиеся по нему, приписали к улице Волкова…
Фото: Максим КАВАЛЕРОВ
«Космические» улицы микрорайона бухты Тихой
Возможно, академику Комарову повезёт больше, чем космонавту и прапорщику: у него во Владивостоке будет не только улица, но и памятник. Инициативу учёных и краеведов поддержали в администрации Владивостока. Главный учёный секретарь Дальневосточного отделения РАН академик Виктор Богатов провёл переговоры со столичным скульптором Екатериной Коваль, которая уже работает над памятником. Его предполагается установить в текущем году, на который выпадает не только 300-летие Российской академии наук, но и 155-летие со дня рождения академика Комарова. Вероятно, учёного изобразят в полевой форме в полный рост, а установят его фигуру невдалеке от зданий президиума ДВО РАН и Общества изучения Амурского края. Нельзя не заметить, что место это монументами и так порядком перегружено. У театра имени Горького — Лазо и Высоцкий, в адмиральском сквере — Илья Муромец и флотоводец Викторов, по соседству, у здания Музея города, — Арсеньев, ниже, на Корабельной набережной, — Солженицын и адмирал Кузнецов, не говоря уже о мемориале «Боевая слава ТОФ»… С другой стороны, место для академика не чужое — и в президиуме, и в ОИАК он бывал, знал и Арсеньева.