Владивосток

+3°
93.44
99.57
История

20 мая 2023, 10:44

Цена вопроса

Автор: Геннадий Обухов

140 лет назад Российская империя приросла десятками тысяч новых подданных

Цена вопроса

Дунганский минарет при мечети, Кульджа, 1880 г. img-fotki.yandex.ru

22 мая 1872 года начались переговоры по разрешению Кульджинского кризиса в отношениях между Россией и Китайской империей Цин. Эти события почти полуторавековой давности, известные лишь в узких кругах историков, стали великолепным примером профессиональной дипломатии с обеих сторон. Построенной не на бряцании оружием, а на взаимных компромиссах. Только путь до подписания соглашения занял долгих девять лет...

Оккупация с целью ожидания владельцев

Для того чтобы понять, что это за кризис такой и зачем понадобились переговоры, — небольшая историческая справка.

События берут начало в 60-х годах XIX века, когда мусульманское население Западного Китая империи Цин (илийские уйгуры и дунгане) подняло восстание против властей. Многочисленные стычки в Кашгаре, Джунгарии и Кульдже приобрели массовый характер. Это дестабилизировало ситуацию на российско-китайской границе, осложнив и без того вялую приграничную торговлю. Не сумев расправиться с мятежниками своими силами, в 1865 году Китай обратился за помощью к России, однако она заняла выжидательную позицию. И то верно: чего ради русские должны помогать конфуцианцам истреблять мусульман? В результате китайская армия оставила территорию Кульджинского (Илийского) края, где сразу же образовались несколько самостоятельных государств, в том числе Илийский султанат. Но его вожаки проявили политическую близорукость и потому правили не очень долго. Задружившись с Англией и Турцией, они пригласили из этих недружественных Российской империи стран военных специалистов. Которые, выполнив рекогносцировку местности, взялись за прокладку дорог к границам России. Петербург терпеть не стал и в июне 1871 года просто занял илийские просторы, вышвырнув за его пределы всех султанов, ханов и их зарубежных гостей.

Но вот с точки зрения международного права эта акция выглядела не особо привлекательно, посему и Пекину, и всему миру было объявлено, что мера эта носит временный и вынужденный характер. А цель России, по словам туркестанского генерал-губернатора Константина фон Кауфмана, формулировалась так: «Оккупировав Кульджу, ожидать китайцев и ведать ею до их прихода».

[Здесь находится галерея]

По краю пропасти

Почти год, до мая 1872-го, Российская империя замиряла восставших на временно оккупированной ею территории, в максимальной мере учитывая их национальные интересы и религиозные предпочтения. А 22 мая в городке Сергиополе по инициативе китайской стороны начались переговоры по кульджинскому вопросу. То есть дождались владельцев, как пояснял фон Кауфман, — можно и край вернуть обратно? Однако собирался ли самодержец Александр II вообще возвращать Кульджу Китаю — достоверных свидетельств о том не сохранилось. И ныне можно строить любые предположения. Но при любом раскладе на тот момент было очевидно, что китайцы со своими требованиями поспешили, так как по-прежнему были явно не в состоянии восстановить контроль над отпавшей северо-западной окраиной. Кроме того, наши переговорщики настаивали на выплате репараций, объявлении широкой амнистии для всех восставших и на том, чтобы «не устраивать новых кровопролитий». Таких гарантий Китай не дал, от выплат отказался, россияне с Кульджи не ушли. Так и начался кризис.

Шли годы, переговоры затухли.

В 1877 году цинские власти, сумев консолидироваться, полностью подчинили мятежную провинцию Синьцзян, вплотную подошли к Кульджинскому краю. И напомнили Петербургу о его обещании вернуть Кульджу. Это послужило началу внутриполитической борьбы во властной верхушке Российской империи между двумя группировками — «партиями» мира и войны. Первая выступала за немедленную передачу территории Китаю, вторая (во главе с Туркестанской администрацией) — за юридическую аннексию оккупированных земель.

Отечественных «ястребов» яростно поддерживали все патриотически настроенные российские СМИ (а иных в стране просто не было). С такими комментариями: «сдача Илийского края китайцам», «заманить наших подданных», «в окружающей атмосфере чувствуется сильный запах пороха», «вот уже третий год кульджинский вопрос водит нас за нос». Насаждалось представление, что Кульджа — «очаг напряжённости и враждебности», а Китай — страна, где «не уважают трактаты».

Дважды по этому вопросу собирались правительственные особые совещания, и в пику «ястребам» «голубем мира» выступил лично Александр II. В конце концов было принято компромиссное решение — Кульджу возвратить, но оставить за Россией часть Илийской долины и пойму реки Текес (всего площадью около 23 тысяч кв. км). С той целью, чтобы желающие войти в российское подданство могли там поселиться. 20 сентября 1879 года в Ливадии представители двух стран подписали договор о Кульдже.

Всё? Да как бы не так! Оказалось, что аналогичные стычки «ястребов» и «голубей», но уже в правительстве империи Цин, ещё не завершены! Поэтому... Китайская сторона отказалась ратифицировать договор, посол Чун Хоу, его подписавший, был арестован и казнён за измену отечеству. Кризис достиг кульминации, стороны стали фактически готовиться к войне. Ожидались столкновения на границе Восточной Сибири, нападение на Владивосток с моря. Как вспоминал дипломат Ипполит Пашков, «китайцы строили военные джонки на р. Сунгари, сосредотачивали войска в Айгуни. В Маньчжурии укрепляли города, увеличивали гарнизон. Китай закупал вооружение. Война представлялась многим почти неизбежной». Эскадра контр-адмирала Степана Лесовского отправилась в порт Владивосток для обеспечения морской обороны. Однако, согласно планам военного министерства России, наши бойцы вовсе не планировали отсиживаться в обороне. Планировалось «занятие Гирина или другого какого-либо значительного города», а также «бомбардировать города, нанося возможно больший вред приморским городам».

Игра мускулами поставила соседние державы на край пропасти и вплотную подвела их к широкомасштабному военному конфликту. Требовались новые взаимные уступки. И таковые сделали Александр II и императрица Цыси. Они заключались в том, что Россия отказалась от претензий на долину реки Текес, выплату же репараций в проекте нового договора политкорректно заменили денежной компенсацией расходов, связанных с десятилетним периодом управления краем (9 млн рублей). Китай, в свою очередь, согласился дополнительно предоставить России существенные торговые льготы. 12 февраля 1881 года стороны подписали в Петербурге второй договор о Кульдже. Территориальный вопрос был закрыт.

Благополучный эпилог

Дальше?

Примерно 45 тысяч уйгуров и 4 600 дунган, обласканных до начала этого конфликта Российской империей, сменят подданство и останутся проживать на оставленной по договору России территории Илийской долины (ныне — части Уйгурского, Райымбекского и Панфиловского районов Алматинской области Казахстана). Они сформируют крупные диаспоры на территории Российской империи, СССР, а затем и среднеазиатских республик СНГ.

Что же касается китайской части Илийского края, то в сложные предреволюционные годы (с 1914 по 1917-й), спасаясь от принудительных окопных работ и репрессий, на эту территорию эмигрируют тысячи казахов. Следом, в годы Гражданской войны, в закордонную Кульджу уйдут сотни белогвардейцев, а сними — те же казахи и уйгуры Семиречья. А позже, в годы сталинских репрессий, спасаясь от расправы, к ним присоединятся также татары и узбеки. В 1950 году в КНР будет создан Или-Казахский автономный округ, ныне пребывающий в составе Синьцзян-Уйгурского автономного района.

А непосредственно Кульджа сегодня — это симпатичный современный город (по численности населения примерно равный Владивостоку), где располагается народное правительство автономного округа. Он — крупный центр производства керамической продукции, в том числе кафельной плитки, которая экспортируется по всему миру. В том числе и в Россию.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM