Владивосток

+18°
83.17
98.97
Общество

19 сентября 2025, 11:17

Уходят, не прощаясь

Автор: Марина Попова

Во Владивостоке бесследно испаряются газетные киоски

Уходят, не прощаясь

Очередной артефакт советской эпохи — газетный киоск на Суханова, простоявший там десятки лет и буквально вросший в своё уютное местечко рядом со сквером и дорогой, — снесён с лица земли Владивостока. Вот ещё вчера стоял, торговал всякой всячиной, а сегодня от него ни камушка, ни щепочки, ни обрывка газетного.

Об этой горькой и, похоже, неизбежной утрате не говорили в новостях, никто не оплакивал потерю. Разве что прохожим и местным жителям взгрустнулось. И ведь есть из-за чего! Дело даже не в том, что уж очень удобно располагался этот киоск, и купить здесь можно было и свежую газету, и всякую всячину, в которой всегда есть необходимость. По большому счёту, он был не только милым символом ещё памятных многим прошлых времён, но и своеобразным знаком стабильности и постоянства.

— Сколько себя помню, киоск на Суханова был всегда. Сначала бегала покупать газеты родителям, сканворды и что-то про дачу— бабушке. Потом заглядывала сюда уже с маленьким сыном. Ему — какие-то машинки, картинки, книжки, себе — газеты, любовь к которым, как и к книгам, незаметно перешла от мамы с папой. Очень жаль, что киоска больше нет. Где теперь покупать газеты-журналы, да те же батарейки и прочую мелочь, непонятно, — поделилась с ДВВ Анастасия Ивановна. Она же и снимок для нас сделала — клочок пустоты вместо испарившегося киоска на Суханова.

Читари — на выход!

Судя по тому, как стремительно исчезает с улиц Владивостока привычное нам «тяжёлое наследие прошлого», недалеко то время, когда в небытие канут последние киоски. И это очень печально, потому что вместе с ними люди, прежде всего, теряют возможность получить достоверную информацию из надёжных изданий, а не от блогеров, графоманов и всех этих кроликов-агрономов, заполонивших интернет-пространство. Кстати, согласно недавним международным исследованиям, порядка 80 % аудитории более склонны доверять профессиональному контенту, аналитическим, глубоким авторским материалам. Если проще, те, кто с головой, в которую не только едят и пьют, продолжают думать, анализировать, ЧИТАТЬ.

Поневоле закрадывается конспирологическая версия уничтожения: банальная попытка перекрыть связь «читатель — газета», ограничить доступ к актуальной информации. Чем меньше человек знает, тем лучше спит… чиновник. Понятно, из тех, о ком говорят и пишут не одни лишь хвалебные вирши.

Помнится, в начале этого века губернатор Дарькин тоже пытался бороться с продажей газет. Правда, не в масштабе края или города, а в отдельно взятом доме. Первым делом свежеиспечённый «начальник Приморья» выпнул из здания администрации края газетный киоск, существовавший буквально при всех местных правителях. Служивый народ, привыкший начинать день со свежей центральной и местной прессы, пытался робко протестовать. Да куда там! «На работе не читать, а работать нужно! Кому не нравится — на выход!» — осадили читарей. Больше газет в администрации никто не видел.

Говорят, причина откровенной неприязни губернатора к прессе — глубоко личная. В начале правления его часто критиковали, и, представляете, никого из журналистов за это в лес не вывозили, иголки под ногти не загоняли, как, например, при владивостокском мэре Толстошеине. И под уголовку не подводили, как автора острого Telegram-канала при новом старом мэре Находки. И повесткой на военные сборы не пугали, как при главе Дальнегорска. И от газетных киосков не избавлялись…

При Дарькине ничего такого не было, хотя поначалу он, наверное, здорово обижался на корреспондентов, цеплявших его даже за обычную оговорку. Ну, право, не нарочно же он заявил про «беспринципные выборы» в своём первом явлении перед СМИ! Просто не получилось с не самым простым словом «беспрецедентные», а злые СМИ-шники раздули невесть что. Потом ещё стали писать много разного нелицеприятного. Тогда губернатор взял да и запретил газеты в своём казённом доме.

А то идёшь, понимаешь, на работу, а подчинённые уже начитались всяких гадостей про начальника, талдычат себе по «курилкам». «Курилки», кстати, при Дарькине тоже запретили. Чистые лёгкие, чистые мозги — что ещё нужно человеку для счастья…

Курс — на снос 

Массовое уничтожение киосков с печатной продукцией сегодня, увы, становится общероссийским трендом. По данным Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП), в России за 2024 год киосков и павильонов прессы стало меньше на 15 %. Уже пять регионов полностью очищены от газетных киосков — Ненецкий АО, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО, Республика Калмыкия и Карачаево-Черкесская Республика.

В Приморье мы, оказывается, довольно неплохо живём. В рейтинге обеспеченности киосками по продаже печати, составленным ГИПП, наш край вошёл в список лучших, наряду с Чеченской Республикой, Воронежской, Рязанской областями. Так что сносить нам — не пересносить. Хотя кто знает, как там будет дальше. Разве можно было представить, что с газетными киосками начнут бороться столь же яростно, как с гаражами и коррупцией?

Все уйдём в интернет?

Не скажу за всё сообщество, но для нашей газеты эти битвы и неизбежный проигрыш в них киосков — больше, чем печаль и досада. Это создаёт серьёзные препоны для распространения ДВВ, поскольку именно через киоски еженедельник держит связь с читателем, и другой альтернативы пока нет. Подписка через «Почту России» давно уже стала притчей во языцех. Прессу доставляют с задержкой, особенно в районах: там, бывает, газеты приносят спустя неделю. Людям нужны свежая газета и свежие новости.

Продажи в супермаркетах тоже не лучший вариант. И не потому что сбоку припёку, между кашами и суповым набором. Просто газета обычно нужна людям спозаранку, и привычнее купить её в киоске по пути на работу или рядом с домом, а не в магазине.

Если ситуация не изменится, боюсь, что и нашей газете придётся полностью уйти в интернет. Будет чертовски, ну просто невыносимо жаль. Вот я — прирождённый газетчик и редактор ДВВ, уникальный журналист-оркестр, который и писатель, и ответсек, и литред, и главред Александр Сырцов — такой же. Как и десятки, сотни наших коллег из «Дальневосточных ведомостей» и других приморских СМИ: мы все навсегда влюблены в газету, любим и писать, и сам процесс создания газеты. Какое это огромное профессиональное удовольствие и непреходящее волнение — открывать ещё пахнущую типографской краской свежую газету, в которой твой труд, твоя вечная любовь — к читателям, к своей профессии, к печатному слову.

Интернет, конечно, штука хорошая — мы все во власти его бурного информационного потока, но это про другое. Газеты, пусть и сократили свою аудиторию, но остаются интересны читателю. А в сегодняшних реалиях, когда интернет мало того что перенасыщен контентом, и нередко деструктивным, так ещё то и дело «глючит», даже самая примитивная логика подсказывает: газеты нужно не изничтожать, а, напротив, всячески поддерживать.

Об этом с тревогой говорит президент ГИПП Алексей Иванов. «В издательской индустрии киоски — одни из ключевых каналов распространения печатной прессы и обеспечивают до 60 % общего объёма продаж, — заявил он в недавнем комментарии «АиФ». — Поэтому сохранение киосковой розницы — приоритетная задача, которая необходима как для обеспечения населения достоверной информацией, так и для поддержания информационной безопасности страны».

Это не то, что мы подумали 


По просьбе ДВВ исход киосков из Владивостока оперативно прокомментировали в администрации города. Цитируем:

«Владпресса» перестала исполнять условия договоров о размещении нестационарных торговых объектов (НТО). В адрес хозяйствующего субъекта неоднократно направлялись уведомления о несоблюдении условий соглашений с необходимостью устранить несоответствия, однако ответной реакции от ООО «Владпресса» за все годы претензионной работы в адрес администрации не поступало.

С учётом сложившихся обстоятельств и игнорирования хозяйствующим субъектом рекомендаций со стороны администрации города на очередном заседании Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства во Владивостоке, в составе которого присутствуют не только представители органов администрации города, но и общественных организаций, было принято решение исключить данные НТО из схемы размещения за несоблюдение условий соглашений. Одним из оснований для этого стало невнесение платы за размещение НТО за 2019–2024 годы.

Согласно решению Арбитражного суда Приморского края, по состоянию на 12.09.2025 задолженность «Владпрессы» составляет 23 900 000 рублей. 

В связи с этим на территории Владивостока проводились работы по демонтажу около 20 киосков, принадлежащих данному ООО».

Администрация также сообщила, что с учётом значимости и востребованности печатной продукции жителями и гостями города, она на выгодных арендных условиях предлагает места для размещения газетных киосков всем, кто хотел бы заняться этим бизнесом, — как юридическим лицам, независимо от организационно-правовой формы и места их нахождения, так и индивидуальным предпринимателям.

По результатам аукционов, состоявшихся в мае и июле этого года, предоставлено пять мест для размещения киосков — на проспекте Красного Знамени, 87, Океанском проспекте, 157, проспекте 100-летия Владивостока, 143 и 155 и в районе остановки общественного транспорта «Постышева».

Есть ещё три свободных места под прессу — на улицах Гоголя, 37, Карьерной, 22 и проспекте 100-летия Владивостока, 106. На них также могут претендовать представители бизнеса.

Не густо и пусто

Звучит, конечно, убедительно. Вот только какой-то противный осадок всё равно чувствуется. Как в анекдоте про ложечки, которые никто не украл, но…

В конце 2018 года во Владивостоке было порядка 250 газетных киосков. Сегодня, как сообщили в мэрии, в городской схеме размещения НТО числится 105 торговых объектов с прессой. По нормативам минимальной обеспеченности в столице ДФО их должно быть 282.

Ещё одна семилетка, и от газетных киосков останется только мокрое место. Как на Суханова и везде по городу.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM