Владивосток

+5°
94.87
104.74
История

01 сентября 2024, 12:00

Уроки «боксёрского восстания»

Автор: Геннадий Обухов

Российская империя после «китайского похода» не стала использовать военный успех для закрепления на дальневосточных рубежах

Уроки «боксёрского восстания»

Фото: i0.wp.com

125 лет назад, в конце августа 1899 года, в Китае началась вооружённая борьба с участниками восстания ихэтуаней, также именуемого историками как «боксёрское восстание». Ссылки на это событие в наших публикациях бывали не раз  и вот пришла пора рассказать, что это было за восстание. А также о роли Российской империи в этих событиях...

НАЧАЛО: чтоб шли дожди

Его участники — члены тайного общества ихэтуаней («гармонии и справедливости»), а поскольку в название организации входил иероглиф, обозначавший кулак, восстание назвали «боксёрским». Мятежники начали с поджогов домов христиан и разрушения железных дорог. Так они выражали протест против массового приезда европейцев и нарушения векового уклада жизни коренного населения. Листовки, которые распространяли ихэтуани, гласили, что «католическая религия оскорбляет китайских богов и Конфуция, ...не будут изгнаны иностранцы — не будет больше дождя». Не встретив со стороны властей какого-либо сопротивления, восставшие вошли в Пекин, угрожая посольствам и учреждениям иностранных представительств. Мятежники умело разжигали антирусские настроения среди китайского населения Харбина, Благовещенска, Квантунской области и КВЖД. Это было несложно, так как и российские подданные нередко относились к китайцам презрительно и несправедливо. В этих условиях шесть держав — Германия, Франция, Австро-Венгрия, США, Япония и Россия — ввели военные формирования в китайскую столицу.

Нам однозначно было кому воевать с мятежниками. Судите сами: вдоль границы с Цинской империей стояли три военных округа (Приамурский, Сибирский, Туркестанский), а во Владивостоке базировались Сибирская флотилия контр-адмирала Чухнина и эскадра Тихого океана Балтийского флота вице-адмирала Гильтебрандта. 12 июня 1900 года, с разрастанием масштабов восстания, в Приамурском военном округе была объявлена мобилизация, в результате которой численность русских войск, отправленных в Китай, превысила 100 000 человек. Для нужд войск «было реквизировано 14 290 лошадей», а «из 6 тыс. добровольцев были сформированы дружины для защиты границы под командованием отставных офицеров». Военной группировкой руководили вице-адмирал Евгений Алексеев, приамурский генерал-губернатор Николай Гродеков и генерал-майор Владимир Сахаров. И к защите интересов Российской империи, ценностей христианского мира они были готовы...


ХОД СОБЫТИЙ: мудрость императрицы

Тесные газетные рамки не позволяют дать подробную картину действий на всех фронтах этой интернациональной спецоперации по подавлению восстания, посему сосредоточимся на местном участке, ограниченном Приморьем и Приамурьем.

1900 год. 23 июня восставшие нападают на Южную железную дорогу и спустя неделю овладевают всей её линией от реки Муданьцзян до станции Пограничной и от Инкоу до Порт-Артура. В столичной провинции Чжили также начинаются стычки с ихэтуанями, они распространяются на север и достигают границы Приамурского края. 2 июля мятежники начинают артобстрел Благовещенска. Гродеков срочно формирует три боевых отряда и приказывает переправиться через Амур и захватить Айгун. Пока он аккуратен и мудр: «Войска должны знать, что в течение 200 лет мы жили с китайцами в большом согласии и мире, а если и призваны в настоящее время на территорию Китая, то лишь для усмирения мятежников... Обиженных китайцев, без повода с их стороны, быть не должно». Но идут бои, число жертв измеряется на тысячи... Кроме того, в ночь с 23 на 24 июня в Пекине по всему городу начинается резня католиков и православных, в ходе которой повстанцы истребляют всех христиан (за исключением спрятавшихся в Посольском квартале). Гродеков уже не так миролюбив и визирует понятное решение об административной высылке из Благовещенска нескольких тысяч китайцев. Которое, увы, не проходит гладко: «Было выбрано место для переправы (ширина реки составляла 200 м, глубина — до 4 м), людям было приказано плыть. Китайцы большей частью не умели плавать, поэтому после того, как первые вошедшие в воду утонули, оставшиеся отказывались идти, тогда их стали загонять в воду с помощью стрельбы, нагаек и холодного оружия. В итоге из нескольких тысяч на другой берег Амура переправились только около сотни человек. В последующие дни аналогичная участь постигла ещё несколько сотен человек. По оценкам историков, в ходе бойни погибло от 3 000 до 7 000 китайцев, которым не предоставили лодки».

После занятия Айгуна наша группировка двинулась с боями на Цицикар, Ляоян и Мукден. В течение июля-августа от мятежников освобождена КВЖД и полностью очищена Маньчжурия. 2 августа наши в составе коалиции союзных войск выдвигаются на Пекин, занятый восставшими. Императрица Цыси, видя в объединённой западной армии явную угрозу китайской государственности, примыкает к восставшим и бросает на защиту столицы регулярную армию. 13 августа россияне первыми подходят к столице Китая и артиллерийским огнём разрушают главные ворота города. Казаки идут на прорыв, к ним подключаются японские и американские части. Мятежники и регулярные китайские войска сопротивляются отчаянно, идут уличные бои... Спустя сутки Пекин штурмуют воинские подразделения остальных стран коалиции, императрица Цыси покидает дворец и бежит из столицы вместе с регентом. И за ней — уцелевшие остатки китайской армии. 4 сентября русские богатыри завершают зачистку правого берега Амура от повстанцев. 7 сентября Цыси, убедившись, что ихэтуани не в состоянии победить коалиционные войска, объявляет о переходе на сторону союзных держав. И издаёт указ, призывающий начать казни мятежников по всей стране. Можно сказать, что «переобулась на ходу», а можно — что проявила мудрость... 30 сентября русские занимают Мукден. Активная фаза подавления восстания завершается.

1901 год. Уцелевшие ихэтуани вновь прорываются в Маньчжурию и, объединившись в «армию честности и справедливости», продолжают борьбу с русскими гарнизонами. Мятежников окончательно ликвидируют лишь к концу 1902 года, однако, не дожидаясь этого события, 25 августа цинское правительство и страны коалиции подписывают договор под названием «боксёрский протокол». По понятным причинам он носит односторонний характер и в основном предусматривает: извинения за убийства во время погромов сотрудников германской и японской дипломатических миссий; казнь всех лидеров повстанцев; отказ от ввоза в страну в течение двух лет оружия и боеприпасов; запрет всех общественных и религиозных организаций, направленных против иностранцев; запрет для китайских властей сбора налогов. А из материального: несколько сотен миллионов рублей в виде серебряных слитков как уплата контрибуции государствам — членам коалиции. А вот что поимела с этой спецоперации наша империя?

Воинственные ихэтуани

Фото: istmira.com

ИТОГ: дружба дороже денег

После разгрома мятежа Россия временно сохранит свои войска в Маньчжурии. Причины? С одной стороны, китайская администрация не сможет гарантировать безопасность наших подданных и сохранность их имущества. С другой — в российских правительственных кругах начнутся дебаты о необходимости воспользоваться выгодным положением и создать так называемую Желтороссию — территорию, где «русский элемент смешается с населением жёлтой расы». Воинственный генерал-губернатор Гродеков напишет царю: «Занятие Маньчжурии войсками расширило в ней русскую деятельность. КВЖД, служа проводником военного могущества, послужит и торговым путём для промышленности. ...Поэтому отказаться от господства над Маньчжурией и допустить китайское влияние в этой стране мы не можем, не рискуя нашими интересами».

Консультации по этому вопросу, внутренние и внешнеполитические, будут вестись до 26 марта 1902 года, пока в Пекине не будет подписано русско-китайское соглашение «Об условиях отзыва русских войск из Маньчжурии». Там восстановят власть цинского правительства, а наш воинский контингент будет выведен в течение последующих полутора лет. Также мы откажемся от притязаний на захваченный в ходе подавления мятежа правый берег Амура. Эти меры позволят заметно снизить агрессивность и недоверие двух соседних народов друг к другу. А уже через год, к маю 1903-го, приграничные отношения между двумя великими соседями в основном вернутся в прежнее русло, укрепятся добрососедские экономические и политические связи.

...Конечно, жаль, что России, защищая жизнь и веру своих подданных, пришлось повоевать на чужой территории. Но очень хорошо, что, даже ценой уступок (в том числе и отказа от своей доли репараций!) нам удалось сохранить взаимную дружбу и доверие с великим соседом. Сила, она ведь не в штыках и пушках, она — в государственной мудрости. И это — главный урок нашего участия в «боксёрском восстании»...

Казачья сотня переходит российско-китайскую границу, июнь 1900 г.
Фото: avatars.dzeninfra.ru

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM