Владивосток

-8°
88.16
92.01
История

17 июня 2023, 10:44

Замерший проект Сталина

Автор: Геннадий Обухов

70 лет назад советские зеки тянули тоннель на остров Сахалин

Замерший проект Сталина

14 июня 1950 года начались строительные работы по сооружению тоннеля на остров Сахалин. Кто помнит, кто знает?.. История эта  словно фантастическая новелла из жанра альтернативной реальности, на протяжении десятилетий успевшая превратиться в городскую легенду. А что и как было на самом деле давно и недавно?

НАЧАЛО: Сталин обещал приехать

Эта история началась 26 марта 1950 года в кремлёвском кабинете Иосифа Сталина. Глава СССР любил делать сюрпризы, и потому повестка совещания заранее не объявлялась. Присутствовал его привычный ближний круг (Маленков, Молотов, Каганович, Берия и Хрущёв), а также первый секретарь Сахалинского обкома партии Мельник. Сталин попытал его вопросами о далёком острове, а затем неожиданно спросил: «А как вы смотрите на то, чтобы соединить Сахалин с материком железной дорогой?» Чиновный народ поперхнулся от неожиданности, но единодушно и горячо одобрил. Здесь же сразу и стали рассматривать разные варианты. Первый — морской ледокольный железнодорожный паром, второй — тоннель под проливом Невельского, и третий, самый «замороченный», — насыпные дамбы со стороны мыса Лазарева на материке и мыса Погиби на острове, соединённые мегамостом над проливом. Заседание завершилось поручением Кагановичу и Берии проработать и внести детальные предложения на заседание Политбюро ЦК. Понятно, что бонзы сбросили этот вопрос на младшего товарища по партии. Повторный вызов к Сталину мог последовать в любой день, и потому бедный Мельник день и ночь сводил цифирь как мог. Так и случилось — уже 3 апреля!

Срочно созванное заседание Политбюро рассмотрело все предложения. Кроме Мельника свои пять копеек присовокупили железнодорожники и военные. Они предложили включить в проект постановления правительства строительство линии Победино — Ноглики протяжённостью 251 км либо более масштабное: начать строительство железной дороги Победино — Погиби и мыс Лазарева — Де-Кастри — Комсомольск-на-Амуре, соединив обе линии паромной переправой через пролив. Иосиф Виссарионович терпеливо выслушал всех и подвёл черту под дебатами: строить будут тоннель под проливом и резервный железнодорожный морской паром. Силами зеков от МВД и метростроевцев от Министерства путей сообщения. Мельник облегчённо вздохнул и, прощаясь, пригласил Сталина побывать на Сахалине. На что верховный коротко пообещал: «Будет железная дорога — приеду».

За решением Политбюро немедленно последовали практические действия. Уже через месяц, 5 мая, Совет Министров СССР принял постановление о начале изыскательских, проектных и строительных работ по сооружению железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Победино с тоннельным переходом через пролив. 14 июня на мыс Погиби прибыли первые строители — и работа закипела!

ПО СУШЕ: 120 километров полотна

Общая протяжённость железнодорожной линии должна была составить более тысячи км при ориентировочной стоимости 10 км дороги в 2,5 млн рублей. Это сколько всего нулей? На экране калькулятора их столько нет. Но денег никто не считал, ведь предполагалось, что «по предложению товарища Сталина рабочее движение по дороге должно быть открыто в 1953 году, окончательное строительство тоннеля закончено в 1955 году».

В Александровск-Сахалинский прибыл штаб стройки во главе с начальником «Строительства № 506» полковником МВД Потёмкиным. Город, почти мгновенно принявший крупные материальные, технические и трудовые ресурсы, заметно оживился. Через порт поступали техника, механизмы и оборудование, прибывали вольнонаёмные работники и специалисты железнодорожного строительства. А следом — этапы заключённых. Городок, бывшая столица сахалинской каторги, переживал свою вторую молодость.

Вдоль будущей трассы возникали лагерные пункты, окружённые колючей проволокой и вышками с автоматчиками. Минимум средств механизации вынуждал вести работы при помощи кайла, лопаты и тачки. Фактически круглосуточно. К началу 1951 года в системе «Строительства № 506» насчитывалось 10 лагпунктов (строгого, усиленного и штрафного режимов), в которых содержалось 3 758 зеков (а всего прибудут более 27 000 человек). Контингент самый разномастный: от сидевших «за колоски» до отпетых бандитов и пособников немецко-фашистских оккупантов. Хватало и «врагов народа», осуждённых по печально известной 58-й статье. Жили и спали практически на улице. Как докладывал в отчёте наверх полковник Потёмкин (и попробуй-ка соври!), на одного зека приходилось жилой площади 1,22 квадратных метра (примерный могильный стандарт), и жильё это представляло из себя «преимущественно бараки каркасно-засыпные, частично полуземлянки». Заключённые размещались «слишком скученно, крыш на бараках не имелось, с потолков текла вода, в бараках сыро и грязно, имелись случаи заболевания цингой». При этом «недоставало самого необходимого — столов, табуретов, вешалок, умывальников, сушилок, бачков для воды, шаек для бань и самих бань».

Неизвестно, собирался ли Сталин, не особо жаловавший (и это мягко говоря) поездки по стране, сдержать своё обещание и побывать на торжественном открытии объекта, — но вот за ходом строительства следил пристально. И постоянно названивал в обком партии, подгоняя и без того торопившихся строителей. К марту 1953 года были полностью готовы 120 км железнодорожного полотна. Но Сталина, как известно, подвело здоровье… После его кончины ворота лагерей неожиданно распахнулись, ГУЛАГ потрясла небывало массовая амнистия. Стройка № 506 осталась без рабочей силы — и всё мгновенно рухнуло. Совету Министров ССР оставалось лишь констатировать этот факт принятием постановления о прекращении всех работ. Объекты даже не законсервировали до лучших времён, а просто бросили. Множество загубленных человеческих жизней, десятки миллионов бюджетных рублей, огромные материальные ресурсы и усилия тысяч специалистов — псу под хвост…

ПОД ВОДОЙ: ясности нет

Что планировали? Длину подводного тоннеля более 10 км общей стоимостью около 1,8 млн рублей. Что построили? А на этот вопрос ответа нет. С конца 80-х годов, после рассекречивания ведомственных архивных фондов и части технической документации, интерес к этой теме не затухает. В район мыса Погиби и мыса Лазарева эпизодически организуются экспедиции, время от времени публикуются очень противоречивые свидетельства очевидцев, участников строительства и их родственников. И даже экстрасенсов. Одни утверждают, что строительство тоннеля остановилось на начальной стадии проходки, другие же уверенно сообщают, что, мол, «тоннель существует, но в настоящее время залит водой».

ПЕРСПЕКТИВА: проект реабилитирован?

Известно, что уже в наши дни вопрос продолжения этой эпохальной стройки начал подробно обсуждаться. Причём весьма конкретно. И в этой связи встаёт главный вопрос: насколько реально с технической точки зрения воплотить сталинскую задумку в жизнь? И дорого ли?

Вопрос прокачали ещё в 1993 году специалисты Мосгипротранса, констатировавшие, что «сооружение тоннелей в водонасыщенных неустойчивых грунтах представляет собой исключительно сложную инженерно-техническую задачу. Аналогов строительства подводных тоннелей в неустойчивой среде протяжённостью до 10 км в мировой практике нет». Однако такой подводный переход, максимально исключив в проекте все возможные технологические риски, построить всё же можно! Премьер-министр России Черномырдин, посетивший в августе 1993 года Сахалин, отдал распоряжение готовить документы на эту стройку. Но дело затухло. В 1999 году похожее решение принял министр путей сообщения Аксёненко. Дело вновь затухло. В августе 2011 года Владимир Путин поручил проработать вопрос подготовки техзадания на строительство этого сооружения с созданием соответствующей рабочей группы. Спустя два года его поручение продублировал премьер-министр Дмитрий Медведев. И, как сообщил телеканал «Царьград», «началась подготовка проекта, где рассматривались три варианта — насыпная дамба с судоходным каналом (протяжённостью 16 км), тоннель под проливом (12,4 км) и мост (6,6 км)». По неизвестным причинам дело опять заглохло. Цена вопроса в ценах 2017 года — около 400 млрд рублей, в нынешних — 540 млрд (для сравнения: стоимость Крымского моста — 227,9 млрд рублей). Пока не возобновилась. Дорого? Да, недешёво, но российской экономике такие траты вроде по плечу. А вот увидим ли мы идею товарища Сталина реализованной?

Или хотя бы наши потомки?..

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM