Владивосток

+2°
79.02
90.56
История

22 ноября 2025, 08:15

Зорге и Одзаки. Границы долга и отваги

Авторы: Геннадий Обухов, Геннадий ОБУХОВ

Малоизвестные подробности о советском разведчике и японском патриоте. Часть 2

Зорге и Одзаки. Границы долга и отваги

Удостоверение Зорге, пресс-секретаря посольства Германии в Японии. Источник: profile.ru

7 ноября 1944 года в японской тюрьме Сугамо с интервалом в 40 минут были повешены разведчик Рихард Зорге и его информатор Хоцуми Одзаки. Публикуем редкую фактуру о последних днях жизни этих неординарных людей.


Окончание. Начало читайте в прошлом номере ДВВ или на сайте dvvedomosti.com


СЛЕДСТВИЕ И СУД: взяли вину на себя 

По делу разведгруппы арестовано 35 человек, начинаются следственные действия. Они ведутся на основании двух новых законов: «По обеспечению государственной обороны» и «О поддержании общественного порядка». И нацелены на укрепление тоталитарного правления, в которых даже вера в коммунизм определяется как «тяжкое преступление против национальной сущности»...

ЗОРГЕ. Прокурор Ёсикава таскает резидента на допросы почти ежедневно — 47 раз! Смысл подобного рвения непонятен: уже на первом собеседовании Рихард признаёт вину и просит у Ёсикавы лист с карандашом. Удивлённый прокурор выполняет его просьбу. Зорге крепко сжимает карандаш и пишет по-немецки: «Я был коммунистом-интернационалистом с 1925 года» и признаёт факты «шпионажа в пользу Коминтерна». Вследствие чего «расследование дела Зорге не вызвало необходимости выбивать показания из подсудимого для получения солидных доказательств». Рихард считает, что «успешно завершил свою разведывательную миссию, не чувствует за собой вины» и «...горд тем, что ему удалось сделать». Берёт всю вину на себя, а на предложение выдать возможных сообщников, ещё не попавших в лапы полиции, отвечает отказом. В мае 1942-го расследование по его делу завершается и передаётся в суд.

Там — новое следствие, уже судебное. Но как защищаться, когда вина добровольно признана и не вызывает сомнений? А вот как. В ходе судебных заседаний Токийского окружного уголовного суда «его поведение заключалось в использовании суда для разъяснения миролюбивой политики Советского Союза в отношении Японии». Иными словами «миссия его группы в том, чтобы предотвратить военное столкновение между СССР и Японией, т. е. имела целью укрепление мира на Дальнем Востоке, и её работа по существу не нанесла ущерба национальным интересам Японии». А ведь именно по сути он прав! Ну а формально... Смертный приговор через повешение.

У приговорённого есть право подать апелляционную жалобу. Но он, увлечённый написанием собственных тюремных записок, упускает срок её подачи. А может быть, не случайно? Располагая на своём лицевом тюремном счёте «1 тыс. иен и почти 4 тыс. долларов», регулярно покупает японские закуски с рисом и комплексные обеды, а также книги, журналы, «включая даже английский «Экономист» (правда, с вырванными цензурой страницами)». Также у приговорённого есть право встретиться с родственниками и передать им свои последние распоряжения. Поскольку Рихард — германский подданный, летом 1944-го на последнее рандеву к нему прибывает переводчик посольства Хамель. Из его мемуаров: «Я был удивлён, обнаружив, что Зорге выглядел хорошо. Резкие складки на его лице разгладились. Он был тщательно выбрит и аккуратно одет. Он почти триумфально рассказывал о своих действиях и производил впечатление человека, который был горд тем, что завершил свою великую работу и готов уйти со сцены после её завершения. ...Зорге прежде всего просил не репрессировать его мать, ей в то время было уже 80 лет и она жила в Гамбурге. По его словам, она ничего не знала о его реальной жизни за последние 20 лет. Он просил также передать ей письмо от него»...

ОДЗАКИ. В отличие от Зорге, нанимает адвоката. Рассчитывает просто на тюремный срок. Почему? Линия защиты: не шпионил, а просто вёл беседы, после чего информацию анализировал и делился ею с другом Рихардом: «Я общительный человек, люблю иметь дело с людьми самых разных социальных слоёв и извлекаю много информации именно из своей общительности». Понятно, что такая святая простота не прокатывает. Получив смертный приговор, пишет раскаяние в апелляционную инстанцию. Его, и обоснованно, считают формальным и неискренним. Отказ. А истина — она в письме жене: «Я буквально рисковал своей жизнью за свои убеждения и идеологию. Теперь трудно думать об этом вновь — как будто уже раз умер, а теперь вернулся к жизни. ...Однако теперь я достиг состояния спокойствия. Это может понять лишь тот, кто рисковал жизнью ради своих убеждений».

КАЗНЬ: последняя молитва

7 ноября 1944 года. С утра Зорге объявляют о скорой казни, буддийский священник предлагает осуждённому «чашку зелёного чая и рисовое пирожное», исповедаться, а также спрашивает, нет ли у него последнего желания. Завтрак неплох, а иных желаний никаких нет. Его ведут в «пустую залитую солнечным светом экзекуционную комнату», по пути в которую Рихард обращается к тюремным смотрителям со словами: «Я благодарю вас за вашу доброту». Они связывают ему руки и ноги и возводят на эшафот.

Именно в эти последние мгновения своей жизни Зорге «заговорил ясно и отчётливо, его слова громко прозвучали как удары похоронного колокола: «Красная армия!», «Коминтерн!» (на японском языке. — Прим. авт.). Он отказывается завязывать глаза перед казнью и уходит в небытие. По некоторым данным, умирает не сразу, его сердце продолжает биться ещё 18 минут. Последние слова Зорге «не были спонтанными, он подобрал их заранее и хотел быть уверенным в том, что присутствовавшие поймут их, запомнят и потом правильно передадут. И мир узнает: он умер, не потеряв свою веру. В его словах и поведении не было ничего показного. Он произнёс свои последние слова, как верующий произносит молитву».

В этот же день, спустя 40 минут после казни Зорге, приводится в исполнение приговор Хоцуми Одзаки. Подробностей его казни обнаружить не удалось, но несомненно, что он также ушёл с высоко поднятой головой...

Хоцуми Одзаки героем нигде не стал. Источник: cont.ws

ОТВЕТЫ: мог ли Сталин спасти Зорге?

Почему наш резидент так долго ждал исполнения смертного приговора и был казнён именно 7 ноября, в день самого святого в СССР праздника? Ответы на эти взаимосвязанные вопросы самые разные.

Некоторые историки утверждают, что у советского руководства была возможность спасти разведчика, например, обменяв его на пленных японцев. Так, по мнению генерала Николая Захарова, японское руководство специально затягивало исполнение приговора, рассчитывая на такой обмен. Однако есть и другая точка зрения. По мнению некоторых авторов, версия о том, что Сталин мог спасти Зорге — миф, созданный лидером СССР Никитой Хрущёвым для дискредитации своего предшественника.

Но принято считать, что главная причина, по которой Зорге не получил поддержки от Иосифа Виссарионовича, — его недоверие к разведчику. Рихард, добывая секретную информацию, действительно входил в круг приближённых немецкого посла в Токио и даже сыграл немалую роль в его карьере. И потому, по мнению Сталина, якобы был двойным агентом. Также важную роль сыграл тот факт, что Зорге после ареста сразу признал, что являлся советским разведчиком.

ПАМЯТЬ: герой и нигде не герой 

ГЕРОЙ. В СССР имя и подвиг Зорге останутся неизвестными для широких масс вплоть до 1964 года, когда его удостоят звания Героя Советского Союза (посмертно). И после того плотину молчания словно прорвёт! Его имя присвоят десяткам улиц, скверов, школ и музеев советских городов, ему установят памятники и бюсты в России (и во Владивостоке в том числе), Азербайджане и Германии. В 1970 году на воду спустят советский танкер «Рихард Зорге». О нём напишут десятки книг и снимут кинокартины, последняя из которых выйдет в России в 2018 году (сериал «Зорге»).

Могила Зорге на кладбище Тама в Токио. Источник: profile.ru

НЕ ГЕРОЙ. А вот посмертная судьба Одзаки сложится более печально. А точнее — никак. С учётом того, что и к нашему резиденту будут вопросы, то понятно, что ни о каком-то там япошке, будь он хоть трижды коммунистом и ценным агентом, никто вообще вспоминать не станет. А на родине его память тем паче никто чтить не будет. Ну кому нужны отщепенцы, справедливо получившие по заслугам? А те деятели, кто эпизодически будут о нём отзываться публично, представят так и не изжитый полностью в современной Японии великодержавный национализм: «Он был изменником по самым что ни на есть патриотическим причинам. Он стал предателем Японии, поскольку Япония не исполнила своего самопровозглашённого предназначения в Восточной Азии».

Наверное, есть и те, кто думают иначе, — но больше предпочитают помалкивать.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM